В современных условиях общественной жизни наука становится одним из приоритетных направлений государственной политики и стратегических интересов государства. Эффективное научно-технологическое развитие страны позволит обеспечить технологический суверенитет, а также занять лидирующие позиции по целому ряду отраслей экономики, обеспечить социальное благополучие российского общества. В этой связи важное значение получает вопрос формирования модели правового регулирования, способной на качественно новом уровне создать необходимые условия для научно-технологического прорыва. Очевидной становится потребность создания необходимого массива правовых норм, обеспечивающих эффективное решение обозначенных задач развития государства.
Несмотря на многочисленные проблемы и трудности в формировании эффективно действующей нормативно-правовой базы регламентации научной деятельности нельзя отрицать факт сложившего на сегодняшний день законодательства о науке как отдельной отрасли российского законодательства1 . Как известно, правовое регулирование должно обеспечивать упорядочение общественных отношений, содействовать социальной интеграции и, что немаловажно, достижению определенного, выраженного в правовых нормах баланса (согласования) разных интересов2 . В сфере научной деятельности решение этой задачи имеет первостепенное значение.
Сфера научных отношений, как собственно и сама научная деятельность долгое время оставались идеологизированными, что связывало академическую свободу и творческую составляющую научного труда3 . Безусловно, научную (научно-техническую) деятельность как предмет правового регулирования отличает ее творческий характер. Собственно, и сама эта деятельность подлежит правовому регулированию с использованием институтов и норм различных правовых отраслей, что подтверждает комплексный характер отрасли научного права. При этом по большей части, нормы научного права имеют публично-правовую природу и входят в систему публичного права4 .