По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85

Научно-техническая революция в античном обществе

Бондаренко С.Б. ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», Россия, 305000, Курск, ул. Радищева, 33. E-mail: bondsb@rambler.ru

В статье раскрываются причины широкого и разнообразного практического применения науки и техники в античном обществе и обосновывается вывод о развертывании первой в истории человечества научно-технической революции.

Статья поступила 29.04.2018 г.

Литература:

1. Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб: Азбука-классика, 2008. — 352 с.

2. Бюттен А.-М. Классическая Греция. — М.: Вече, 2006. — 384 с.

3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс,1988. — 244 с.

4. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — 687 с.

5. Гейберг И.Л. Естествознание и математика в классической древности. — М.-Л.: ОНТИ, 1936. — 195 с.

6. Геродот. История. — Л.: Наука, 1972. — 600 с.

7. Голдсуорси А. Юлий Цезарь. — М.: ЭКСМО, 2008. — 672 с.

8. Грималь П. Цицерон. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 544 с.

9. Дагаев М.М. Солнечные и лунные затмения. — М.: Наука, 1978. — 208 с.

10. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения. — Минск: Попурри, 1997. — 144 с.

11. Дильс Г. Античная техника. — М.-Л.: ГТТИ, 1934. — 215 с.

12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1979. — 620 с.

13. Дюмон Ж.—П. Античная философия. — М.: АСТ, 2006. — 156 с.

14. Ковалев С.И. Предисловие // Дильс Г. Античная техника. — М.-Л.: ГТТИ, 1934. — С. 5–12.

15. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. — М.: Наука, 1993. — 379 с.

16. Лукреций. О природе вещей. В 2-х т. Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1946. — 451 с.

17. Материалисты Древней Греции. — М.: ГИПЛ, 1955. — 238 с.

18. Паннекук А. История астрономии. — М.: Наука, 1966. — 592 с.

19. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т. 1. — М.: Правда, 1990. — 592 с.

20. Розенбергер Ф. История физики. В 3-х ч. Ч. 1. — М.-Л.: ГТТИ, 1934. — 148 с.

21. Рожанский И.Д. Античная наука. — М.: Наука, 1980. — 199 с.

21. Суриков И.Е. Пифагор. — М.: Молодая гвардия, 2013. — 269 с.

22. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. — СПб: Алетейя, 1996. — 294 с.

23. Цицерон М.Т. Тускуланские беседы // Цицерон М.Т. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 207–357.

24. Элиан К. Пестрые рассказы. — М.: Наука, 1964. — 185 с.

25. Эннэс Д. Платон. — М.: АСТ, 2007. — 126 с.

26. Clagett M. Greek Science in Antiquity. — N.Y.: Collier Books, 1955. — 217 p.

27. Lindberg D.C. The Beginnings of Western Science. 2 ed. — Chicago: The University of Chicago Press, 2007. — 480 p.

Анн-Мари Бюттен подчеркивает: «На протяжении веков образ Греции часто оказывался искаженным, представал отличным от того, какой страна являлась в реальности» [2, с. 4]. Поэтому Бюттен «поставил перед собой цель несколько подкорректировать слишком идеализированный и стереотипный образ Греции» [2, с. 5]. Но достигнуть поставленной цели Бюттен не смог, так как он не учитывает новых функций науки и техники: «Мы полагаем, —делают вывод П. Джеймс и Н. Торп, — что недооценивать технические и интеллектуальные достижения древних людей — фатальное заблуждение» [10, с. 3].

Коренная реорганизация древнегреческих полисов, демократизация политической и военной деятельности радикально меняет социально-экономическую систему полисов: «Наступил момент, когда город отверг традиционную систему ценностей аристократии» [3, с. 84]. Вернан указывает, что слом старой системы происходит в VI до н. э. В Древней Греции формируются два мощных политических течения — аристократическое и демократическое. Демократизация интеллектуальной деятельности стимулирует развитие научных исследований: «Крохотные города — государства, постоянно враждовавшие друг с другом, оставались независимыми; каждый из них имел своих богов. Это наложило отпечаток на всю интеллектуальную жизнь греков и особенно отразилось на греческой науке. В Древней Греции наука была светской» [18, с. 108]. Демократизация общественной жизни полисов проявляется в отсутствии жесткой религиозной догматики священных книг, организованной и наделенной властью касты жрецов или священнослужителей, в развитии моральной и политической мысли светского характера, в тесной связи мифов с художественными образами поэтов и скульпторов, в активной мифотворческой фантазии народов [2, с. 154–159; 3. с. 68–88; 22. с. 35–36].

Ярким публичным выражением революционных изменений античного общества служит политическая и общественная роль древнегреческих мудрецов и философов. Элиан с помощью конкретных исторических примеров обосновывает вывод: «Полагать, будто философы чужды практической деятельности, нелепо и неразумно» [24, с. 26]. Философские афоризмы были популярны в античном обществе и часто записывались на зданиях, стелах, памятниках, гробницах.

Для Цитирования:
Бондаренко С.Б., Научно-техническая революция в античном обществе. Вопросы культурологии. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: