По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Научно-образовательный центр как форма активизации научно-исследовательской работы студентов

Валерий Андреевич Луков директор Центра социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, эксперт РАН, доктор философских наук, профессор Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: Anna_Kostina@inbox.ru
Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор философских наук, доктор культурологии, профессор Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: Anna_Kostina@inbox.ru

Показано, что научно-образовательный центр — это специфическая форма интеграции научного знания и образования, внедрения научных инноваций в образовательный процесс. В данной статье в центре внимания находятся НОЦ (их цель, задачи, функции, структура), сформированные вузами страны для решения задач развития науки и образования в самых различных их аспектах — начиная от интеграции науки и образования, координации научных исследований, работы по формированию банка грантов в научные фонды и завершая теми, которые непосредственно связаны с решением задач федеральных целевых программ.

Литература:

1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/57425.

2. Научно-образовательные центры (НОЦ) Института проблем управления им. Трапезникова РАН — новая форма сетевого взаимодействия. — URL: https://www. ipu.ru/education/sec.

3. Научно-образовательный центр по нанотехнологиям МГУ. — URL: http:// nano.msu.ru/.

4. Положение о Научно-образовательном центре по нанотехнологиям Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. — URL: http://nano. msu.ru/main/regulations.

5. Положение об Учебно-научном центре актуальных проблем исторической науки и образования им. А.Г. Кузьмина. — URL: http://mpgu.su/nauka/strukturanauchnogo-kompleksa-mpgu/uchebno-nauchnyie-tsentryi/uchebno-nauchnyiytsentr-aktualnyih-problem-istoricheskoy-nauki-i-obrazovaniya-im-a-g-kuzmina/.

6. Учебно-научный центр приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров. — URL: http://mpgu.su/nauka/strukturanauchnogo-kompleksa-mpgu/uchebno-nauchnyie-tsentryi/uchebno-nauchnyiytsentr-fi ziologicheski-aktivnyih-fosfororganicheskih-soedineniy/.

7. Что стоит за интеграцией науки и образования — 2 // Капитал страны. Федеральное интернет-издание. — URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/chto_stoit_ za_integraciej_nauki_i_obrazovaniya_2/.

В электронном Словаре сокращений русского языка, где собрано более 47 160 аббревиатур более чем со 101 870 способами их расшифровки, читаемое по первым звукам трехсложное слово «НОЦ» раскрывается через два его значения: «научно-образовательный центр» и «новый образовательный центр» (https://xn----7sbbfsshef0aedydgg4lyb. xn--p1ai/a/%D0%9D%D0%9E%D0%A6). Если второе значение связано с особыми экспериментальными формами образования для старшеклассников (здесь нет младшей и средней школы, а ученики 10–11-х классов сами выбирают учебные предметы для углубленного изучения, оставляя остальные для освоения на базовом уровне, определяя, таким образом, свою «индивидуальную образовательную траекторию»), то первое связано со стремлением приблизить вузы к перспективным направлениям современной науки. Это значение для нас и связывается с активизацией научно-исследовательской работы студентов как в вузах преимущественно естественно-научных, так и в вузах гуманитарных.

Формирование НОЦ — процесс не новый, он активно осуществляется в России начиная с 1990-х годов [7]. Задачи НОЦ изменяются во времени: они связаны с теми направлениями развития науки и образования, которые являются основополагающими на определенном этапе развития страны. Например, в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в области образования сформулирована среди прочего такая цель: «модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» (http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027). Исходя из этого создается сеть из 15 научно-образовательных центров мирового уровня [1]. Однако у подобных центров совершенно особая функция интеграции науки и образования в рамках не только государственных, но и межгосударственных.

Правовой базой для создания научно-образовательных центров в образовательных и научных организациях является ряд документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017), приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», а также устав организации, в вузе — Положение о студенческом научном обществе, возможно, Положение «Об организации и проведении практики обучающихся».

Для Цитирования:
Валерий Андреевич Луков, Костина Анна Владимировна, Научно-образовательный центр как форма активизации научно-исследовательской работы студентов. Ученый совет. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: