По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Научно-методологический семинар как форма организации практики по научно-исследовательской работе в магистратуре

Малыгина Ирина Викторовна заведующий кафедрой мировой культуры ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», доктор философских наук, профессор Россия, 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1, e-mail: irinamalygina@yandex.ru
Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор философских наук, доктор культурологии, профессор Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: Anna_Kostina@inbox.ru

Статья посвящена рассмотрению новой формы организации учебной практики, научно-исследовательской работы обучающихся уровня магистратуры — научно-методологического семинара. Показаны актуальность этой формы, возможности ее организации, ее преимущества, ее цели и задачи, ее связанность и обусловленность законодательством Российской Федерации и в сфере науки, и в сфере образования.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). — URL: https://base.garant.ru/55171684/.

2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». — URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71451998/.

3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями). — URL: https:// base.garant.ru/135919/.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d1828 9c6432/.

5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года». — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70006124/.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.12.2017 № 1183 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 51.04.01 Культурология». — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71744410/.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4], Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [3] университетская наука рассматривается как основа научно-образовательного комплекса, как его базовый компонент. При этом качество научной работы вуза определяется не только степенью интеграции науки и образования, повышением количественных показателей НИР в вузе, но и фундаментальностью проводимых в вузе научных исследований, способствующих фундаментальности высшего образования.

Фундаментальная наука направлена на пополнение общего объема теоретических знаний, а именно — на создание теоретических моделей и концепций, формулирование научных гипотез, выработку новых методов и их апробацию, проведение на их основе экспериментальных исследований. Основной задачей фундаментальной науки является познание законов развития человека, общества, природы. Соответственно, практическая применимость (имеющая в том числе коммерческое выражение) фундаментальных знаний не всегда очевидна, она опосредуется только использованием определенных гносеологических платформ для проведения прикладных, практико-ориентированных разработок.

Развитие исследований — и фундаментальных, и прикладных — определяется и такими основополагающими для развития страны документами, как «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5], Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ» [1], федеральные целевые программы, связанные с развитием науки, и другими документами. В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [2] прямо говорится о требованиях к научным и образовательным организациям, «непосредственно осуществляющим научную, научно-техническую и инновационную деятельность», об обеспечении ими «целостности и единства научно-технологического развития России» [2].

Именно в рамках направления интеграции научного знания и образования в образовательных организациях формируются научные подразделения — лаборатории, научно-исследовательские центры, научно-исследовательские институты, деятельность которых направлена на проведение как фундаментальных, так и прикладных исследований.

Для Цитирования:
Малыгина Ирина Викторовна, Костина Анна Владимировна, Научно-методологический семинар как форма организации практики по научно-исследовательской работе в магистратуре. Ученый совет. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: