В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4], Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [3] университетская наука рассматривается как основа научно-образовательного комплекса, как его базовый компонент. При этом качество научной работы вуза определяется не только степенью интеграции науки и образования, повышением количественных показателей НИР в вузе, но и фундаментальностью проводимых в вузе научных исследований, способствующих фундаментальности высшего образования.
Фундаментальная наука направлена на пополнение общего объема теоретических знаний, а именно — на создание теоретических моделей и концепций, формулирование научных гипотез, выработку новых методов и их апробацию, проведение на их основе экспериментальных исследований. Основной задачей фундаментальной науки является познание законов развития человека, общества, природы. Соответственно, практическая применимость (имеющая в том числе коммерческое выражение) фундаментальных знаний не всегда очевидна, она опосредуется только использованием определенных гносеологических платформ для проведения прикладных, практико-ориентированных разработок.
Развитие исследований — и фундаментальных, и прикладных — определяется и такими основополагающими для развития страны документами, как «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5], Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ» [1], федеральные целевые программы, связанные с развитием науки, и другими документами. В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [2] прямо говорится о требованиях к научным и образовательным организациям, «непосредственно осуществляющим научную, научно-техническую и инновационную деятельность», об обеспечении ими «целостности и единства научно-технологического развития России» [2].
Именно в рамках направления интеграции научного знания и образования в образовательных организациях формируются научные подразделения — лаборатории, научно-исследовательские центры, научно-исследовательские институты, деятельность которых направлена на проведение как фундаментальных, так и прикладных исследований.