Нормирование труда как процесс установления норм труда сформировалось в классическом направлении социологии «научного менеджмента», основоположником был американский инженер Ф. У. Тейлор, изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Концепция нормирования труда Ф. У. Тейлора, действующая в настоящее время, предполагает разделение труда, изучение времени (хронометраж) движений и операций. Измерение рабочего времени производится методом непосредственных замеров, позволяющих получить сведения о фактических затратах рабочего времени на выполнение трудовой деятельности. Эта концепция нормирования труда успешно применяется для физического труда, а ее применение для умственного труда вызывает сомнения многих исследователей.
Нормирование труда выступает непременным элементом системы планирования и организации производства, управления персоналом, мотивации труда, оплаты труда и др. Нормирование труда — это основной инструмент повышения качества и продуктивности труда Нормирование труда — один из элементов государственной политики управления трудом.
Задача этой статьи — рассмотреть проблемы нормирования труда в сфере научной деятельности и сложностях, возникающих при измерении затрат труда на получение научного результата. Обсудить научную обоснованность применения политики тейлоризма для управления научной деятельностью. Показать некорректность применения существующей системы нормирования труда в научной сфере.
Управ ение научным трудом как процесс определения продуктивности научного труда, формирования системы нормирования трудовых затрат, внедрения профессиональных стандартов, регулирования оплаты труда в соответствии с достигнутыми результатами — это один из компонентов экономической политики российского правительства и политики государства в сфере управления трудом [1].
Рассмотрим научную обоснованность политики государства в сфере управления научным трудом на основе концепции, предложенной Тамбовцевым В. Л. Концепция построена исходя из авторского толкования терминов «политика» и «научная политика»: «мы определяем политику как совокупность намерений некоторого субъекта относительно состояния и/или динамики определенной социально-экономической системы (СЭС) и предпочтительных (выбранных им) способов реализации этих намерений. Соответственно научная политика — это совокупность намерений некоторого субъекта относительно будущего состояния и динамики науки (как социально-экономической системы) и выбранных им средств (инструментов политики), применение которых, по его мнению, обеспечит реализацию этих намерений» [2].