Комплектование фондов является одним из важнейших направлений научной деятельности музея, объединяющее работу по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов. Ранее комплектование рассматривалось как одно из направлений фондовой работы. С 1980-х гг. существует тенденция выделять комп лектование в самостоятельное направление музейной деятельности. Комплектование реализует основную социальную функцию музея — функцию документирования процессов и явлений, происходящих в природе и обществе1.
Очевидно, что полнота и разнообразие фондовых коллекций оказывает решающее влияние на научно-исследовательскую, экспозиционную и образова тельную деятельность музеев. Именно поэтому процесс пополнения фондов в музее в идеале должен быть организован как планомерная, целенаправленная теоретическая и практическая деятельность по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации. Результатом комплектования фондов становится, таким образом, не накопление суммы музейных предметов, но создание системы научно организованных коллекций. В 1919 году И.Э. Грабарь в своей работе «Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины» обозначает основные направления музейной работы, включая комплектование: «не всякое собрание более или менее случайных вещей пусть даже старинных и даже художественных произведений — уже представляет собой музей. Для превращения случайного, беспорядочного собрания в музейное необходима дружная неустанная работа над собранным и собираемым материалом»2. Именно на этот результат направлено создание в музее документа под названием «Научная концепция комплектования фондов», который нередко становится составной частью научной концепции развития музея. Она содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейном сообществе. Подробная, научно обоснованная концепция помогает не только восполнять лакуны в коллекциях, развивать коммуникативные направления музейной деятельности, но и определять четкие границы для сберегания от замусоривания Музейного фонда Российской Федерации.
Целью концепции комплектования фондов является разработка методологических основ этой работы. В советские годы вопросы комплектования фондов определялось циркулярными письмами Наркомпроса, приказами Комитета по делам искусств, постановлениями Минкультуры СССР и, конечно же, правилами и инструкциями Министерства культуры СССР, обязательными для всех музеев страны независимо от их подчиненности3. В настоящее время в действующих нормативных документах теме комплектования посвящена глава Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утвержденных Приказом МК РФ № 827 от 23.07.2020 г. В этой главе определены различные способы приобретения музейных предметов, большое внимание уделено экспертизе культурных ценностей и работе ЭФЗК. Необходимо отметить, что никаких нормативных документов, регламентирующих структуру и наполнение концепции на сегодняшний день нет, что дает возможность музеям разрабатывать и корректировать этот документ в соответствии с их спецификой: особенностями коллекций, размахом экспозиционно-выставочной и образовательной работы, объемом финансирования и т.д., используя методическую литературу по данной теме4.
Структура концепции комплектования также может варьироваться в зависимости от специфики музея, особенностей его собрания, главное, чтобы в структуре были отражены и логично выстроены основные положения концепции. Сначала формулируется цель и задачи концепции. Общей целью комплектования музейных фондов является документирование исторической действительности, накопление информации в виде музейных предметов, особенности целеполагания определяются профилем и спецификой коллекций. После определения цели и задач в концепции желательно изложить краткую историю музея, дать характеристику фондов, позволяющую сформировать представление об истории сложения, составе и особенности фондовых коллекций. Необходимо отразить, что составляет ядро музейного собрания, какие коллекции наиболее значимы и интересны.
Основным разделом концепции является стратегия комплектования на несколько лет, выстраиваемая в соответствии с концепцией развития музея. Задача музея — предметно закреплять память о прошлом, предметно фиксировать наиболее характерные, исторически и культурно значимые события, процессы. В этом разделе выделяются приоритетные направления комплектования, какие коллекции надо развивать, какие экспозиционные либо хронологические лакуны восполнять. Эти направления формируются на стыке научно-исследовательской и экспозиционной работы, на основе плановых заявок фондовиков и экпозиционеров, которые предварительно согласовываются с целью концентрации усилий вокруг решения наиболее актуальных задач комплектования. В случае наличия в музее обособленных подразделений, филиалов необходимо определить приоритетные направления комплектования для каждого подразделения. Например, приоритетным направлением комплектования для усадьбы Останкино, существующей в настоящий момент в составе музея-заповедника «Останкино и Кусково» является отбор, экспертиза, приобретение и изучение произведений, необходимых для размещения в интерьерах Останкинского дворца после проведения его комплексной реставрации. В свою очередь приоритетные направления комплектования усадьбы Кусково определяются не только и не столько усадебной тематикой, но наличием в составе музея одной из ценнейших в России коллекций фарфора, керамики и стекла.
Значимым направлением комплектования нередко является также планомерное и научно-обоснованное пополнение сложившихся к настоящему моменту научных коллекций музея. Комплектование их должно идти в направлении восполнения имеющихся лакун для более полного отражения специфики развития того или иного вида искусства, науки, культуры, а также репрезентации особенностей музея.
В зависимости от методов различают три основных вида, или способа, комплектования — систематическое, тематическое, комплексное. Систематическое комплектование регулярно пополняет музейные коллекции однотипными музейными предметами, иными словами, оно направлено на формирование и пополнение существующих либо вновь созданных систематических коллекций. Тематическое комплектование заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих конкретную, иногда узкую, тему. Оно позволяет формировать и пополнять тематические коллекции, документировать процессы и явления по исследуемым музеем темам, поэтому нередко используется при подготовке выставок и тематических экспозиций. Задачи систематического и тематического комплектования объединяет комплексное комплектование, которое распространено главным образом в небольших музеях. Такого рода пополнение исторически сложившихся коллекций позволяет в полной мере развивать экспозиционновыставочную и образовательно-просветительскую деятельность музея.
Критериями отбора предметов в музейные фонды являются их тематическое и хронологическое соответствие концепции комплектования, художественный уровень, мемориальность, редкость либо наоборот типичность, а также состояние сохранности. Копийные предметы, по какой-либо причине интересные для осуществления выставочной деятельности, подлежат определению в научно-вспомогательный фонд музея либо иные фонды. Важным способом комплектования фон да научно-вспомогательных материалов является также изготовле ния различных воспроизведений музейных предметов: реплик, маке тов, муляжей и др.
Наиболее актуальными в настоящий момент представляются следующие формы комплектования, которые также необходимо прописать в концепции в зависимости от особенностей и возможностей музея:
• закупки у частных лиц, в антикварных магазинах и аукционных домах через Экспертной Фондово-Закупочной комиссии (далее — ЭФЗК) музея;
• полевые археологические и этнографические экспедиции;
• дары от частных или юридических лиц;
• получение экспонатов по завещанию;
• получение вещей, конфискованных в результате работы правоохранительных органов;
• обмен предметами с другими музеями.
Желательно отразить в концепции основные этапы комплектования. Первым этапом комплектования, который во многом определяет уровень и научную полноту успешной реализации данной концепции, является предварительная научно-исследовательская работа: выявление и определение предметов в качестве объектов музейного значения, изучение среды их бытования; а также изучение перспективы реализации связей с владельцами предметов, интересных музею.
Следующий этап — собирательская работа — представляет собой практическую деятельность по выявлению, сбору и предварительной экспертизе предметов музейного значения, их атрибуции и составлению первичной документации. Процесс собирания материалов сопровождается составлением описания предмета, которое преследует следующие цели:
• определение общих свойств и информативности предмета;
• предварительное определение его музейной ценности, т. е. значимости предмета для музейного использования;
• изучение и определение связей предмета со средой его бытования и их фиксация в первичной документации.
На заключительном этапе культурные ценности, выявленные и собранные музеями в процессе комплектования Музейного фонда Российской Федерации, подлежат экспертизе в целях определения их историко-культурной, художественной научной и иной ценности. Предметы поступают на временное хранение для рассмотрения на ЭФЗК, которая утверждает экспертизу культурных ценностей, выявленных и собранных музеем. Целью экспертизы культурных ценностей является первичная атрибуция предметов на основе искусствоведческого, источниковедческого, технико-технологического анализа и других исследований, что регламентируется указанными выше Едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций5. Кроме того, уточняется сохранность предметов с учетом целесообразности проведения дальнейшей реставрации; проводится сравнительный анализ с предметами, уже входящими в состав конкретных коллекций музейного собрания и известных аналогичных предметов из коллекций иных музеев;
определяются потенциальные возможности функционирования предмета в музее в научном, экспозиционном, образовательном пространстве.
Далее на ЭФЗК принимается окончательное решение о включении (или отклонении) прошедших экспертизу предметов музейного значения в основной либо другие фонды музея.
После принятия предметов в фонд и внесения их в учетную документацию их научная классификация (распределение принятых в фонд музея предметов на группы согласно существующим коллекциям) и систематизация (группировка имеющихся предметов на основе выбранной классификации). Этот аспект, являющийся неотъемлемой частью процесса комплектования, также должен быть регламентирован научной концепцией: по каким критериям и принципам предметы относятся к тому или иному фонду, к той или иной коллекции.
Авторство научной концепции комплектования, будь то главный хранитель, научный сотрудник или группа сотрудников, определяется индивидуальными особенностями конкретного музея — составом и численностью научного коллектива, структурой музея и т.п.
Организационный аспект процесса комплектования может быть прописан в концепции либо определен другим документом, разработанном на основе концепции — перспективным планом комплектования.
В заключении необходимо отметить важную роль концепции комплектования не только в документировании исторического процесса, но и в сохранении научного подхода при пополнении музейных коллекций. Тщательный отбор материалов на основании конкретных критериев, соответствующих предмету исследования музея, позволят минимизировать включение в состав музейного фонда предметов, не имеющих музейного значения, не соответствующих профилю музея, специфике его коллекций, его миссии. В результате формирования музейных фондов на основе индивидуально разработанной научной концепции открываются широкие возможности реализации различных проектов практически во всех видах деятельности музеев. Всестороннее изучение, введение вновь поступивших в музейную коллекцию предметов в научный оборот, их участие в создании постоянной экспозиции, временных и выездных выставках, культурно-образовательных проектах дает возможность не иллюстрировать историю, но через музейные предметы отра жать художественные, исторические и социокультурные процессы во всем их многообразии и глубине.