В Российской Федерации, несмотря на закрепление в ТК норм, регулирующих самозащиту трудовых прав, отсутствует легальное определение понятия рассматриваемого субинститута трудового права. Данная ситуация вызвала научную дискуссию как среди российских правоведов, так и среди правоведов стран СНГ, исследующих самозащиту на основе изучения достижений российских авторов.
Научную дискуссию правоведов можно разделить на следующие направления в зависимости от объема значения приводимого авторами понятия:
- направление широкого понимания самозащиты трудовых прав, или понимание самозащиты трудовых прав в широком смысле;
- направление узкого понимания самозащиты трудовых прав, или понимание рассматриваемого субинститута трудового права в узком смысле.
Самозащита – это ответные действия работника, предпринимаемые им для восстановления своих прав, нарушенных работодателем.
Анализ понятия самозащиты трудовых прав в широком смысле предполагает акцентирование внимания на дефинициях, приводимых та кими а втора ми, ка к В.К. Варова, И.А. Воробьева, А.Ф. Зубкова, И.Ф Измерова, Д.Д. Репринцев, Т.В. Клачкова, Ю.П. Орловский, Н.М. Салликова, В.В. Коробченко, К.В. Дуб, В.Ю. Тарасова, Л.И. Яворчук, И.В. Литвинова, В.И. Шкатулла, В.А. Макарова, Е.Л. Фарафонтова.
В.К. Варова, И.А. Воробьева, А.Ф. Зубкова, И.Ф. Измерова под самозащитой трудовых прав понимают «самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства» [2].
Д.Д. Репринцев определяет самозащиту трудовых прав как «самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья, прежде всего, без обращения к каким-либо полномочным органам или параллельно с ними» [18, с. 109].