Самая частая проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по мнению жителей, — неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт дома. С вопросами на эту тему чаще всего обращались россияне на горячую линию НП «ЖКХ Контроль» в III квартале 2021 года. Доля таких обращений — 14,5 %. В III квартале 2020 года эти проблемы тоже занимали первое место в рейтинге, хотя доля таких обращений была выше — 18,1 %.
На втором месте — проблемы с начислением платы за коммунальные услуги (12,8 %), причем каждое шестое из таких обращений связано с оплатой расходов на общедомовые нужды, и доля таких вопросов растет.
На третьем месте — проблемы управления многоквартирным домом (11,4 %), причем за квартал выросла доля вопросов о деятельности советов домов. Это, считает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов, положительная тенденция, связанная с распространением положительного опыта взаимодействия советов домов с управляющими организациями.
Выросла доля жалоб на качество коммунальных услуг (эта тематика сместилась с 5-го на 4-е место). Однако в целом число таких обращений уменьшилось (740 против 896 прошлогодних). Это во многом связано с изменением сроков начала отопительного периода в ряде городов, считает Сохранов. Например, в Самаре в 2020 году отопительный период начался 28 сентября, а в 2021 году — уже 20 сентября. В Воронеже сроки сместили почти на месяц — старт отопления был назначен на 20 сентября вместо 15 октября в 2020 году. Больше всего обращений по этой тематике поступило из Липецкой области, Татарстана, Коми и Кировской области.
Чаще стали интересоваться жители благоустройством придомовых территорий (5-е место вместо позапрошлогоднего 6-го). Прирост обращений по теме благоустройства составил 2,6 % в сравнении с III кварталом 2020 года и 54,5 % с летне-осенним периодом 2019 года, отмечает Сохранов.
Проблемы капремонта несколько потеряли актуальность, реже стали интересовать жителей вопросы проведения общих собраний. Зато проблемы вывоза мусора поднялись с 8-го места на 7-е. Это свидетельствует о некачественной работе региональных операторов, уклонении органов местного самоуправления от решения таких вопросов и игнорировании проблем на уровне региона, отмечают в «ЖКХ Контроль».