По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1:347:342.9

Национальный рейтинг университетов в системе развития сотрудничества с работодателями

Гольтяпина И.Ю. канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела и права, Омский государственный университет путей сообщения
Гарафутдинова Н.Я. канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела и права, Омский государственный университет путей сообщения
Волкова Н.В. ст. преподаватель кафедры таможенного дела и права, Омский государственный университет путей сообщения

В статье рассмотрены вопросы, связанные с введением практики формирования национального рейтинга образовательных организаций. Приведены практические примеры участия в рейтинговых исследованиях на примере конкретного вуза. Изучены проблемы и перспективы внедрения института национального рейтинга образовательных организаций. Определены роль и значение национального рейтинга и новые возможности внедрения такого механизма. Обращено внимание на взаимосвязь национального рейтинга с деловой репутацией вуза.

Литература:

1. О формировании и публикации национальных рейтингов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций по трудоустройству выпускников: постановление Правительства РФ от 15.05.2025 № 651 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Интерфакс опубликовал Национальный рейтинг университетов-2025 // Агентство Интерфакс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.interfax-russia.ru/academia/news/interfaks-opublikovalnacionalnyy-reyting-universitetov-2025 (дата обращения: 23.07.2025).

3. Национальный рейтинг университетов // Агентство Интерфакс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.interfax-russia.ru/academia/ratings?page=1&city=5&rating=1&year=2024 (дата обращения: 23.07.2025).

4. Национальные рейтинги по трудоустройству выпускников // Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс]. — URL: https://trudvsem.ru/information/resources/upload/ratingseducation-organizations/universities/files/ВО_науки_об_обществе_бакалавриат_специалитет.pdf (дата обращения: 23.07.2025).

Для каждой семьи получение образования и поступление ребенка в учреждение высшего образования всегда являются ответственным и важным шагом, который в дальнейшем не только повлияет на выбор индивидуальной карьерной траектории, но и сформирует круг общения и интересов молодого человека. Безусловно, это первый шаг к его самостоятельной жизни. Для работодателей высокий рейтинг также имеет значение, поскольку от такого рейтинга напрямую зависит и деловая репутация образовательной организации. Следует отметить, что подбор и адаптация специалиста — очень затратный процесс, он сопряжен не только с индивидуальным подбором специалиста на ту или иную позицию, но и сохранением трудового потенциала в корпорации, его развитием во благо эффективной деятельности предприятия. Потому такая категория, как рейтинг вуза, по мнению независимых экспертов, брендовых агентств и, конечно, официальных органов, имеет немалое значение.

Каждая семья ориентируется при выборе вуза на несколько основных критериев: интересы абитуриента, семейные традиции получения образования, баллы ЕГЭ, участие в олимпиадах и других мероприятиях, дающих дополнительные баллы. В настоящее время формируется новый институт, который также со временем будет способствовать выбору вуза. Речь идет о национальном рейтинге.

Сотрудничество с вузом работодатели начинают с череды совместных мероприятий, и в своих решениях действуют исходя из сложившихся традиций (работа по целевым направлениям, проведение совместных профориентационных мероприятий, олимпиад, отзывы о прохождении практической подготовки студентами вуза в период всех видов практик и др.).

Одним из ключевых рейтингов из всего их многообразия является национальный рейтинг, проводимый агенством «Интерфакс», который оценивает университеты страны, опираясь на несколько основных критериев: проходной балл; научную жизнь; количество ученых степеней среди преподавателей; узнаваемость бренда вуза; его медиаактивность; уровень зарплат сотрудников; качество кампуса; вес учреждения на международном рынке образовательных услуг; количество известных выпускников вуза, занимающих позиции в той или иной сфере; количество договоров с работодателями-партнерами; наличие совместных базовых кафедр; уровень оплаты труда молодых специалистов, закончивших тот или иной вуз; стоимость обучения на внебюджетных местах; количество направлений подготовки; социальные выплаты; возможности прохождения практической подготовки и т. д. [2].

Для Цитирования:
Гольтяпина И.Ю., Гарафутдинова Н.Я., Волкова Н.В., Национальный рейтинг университетов в системе развития сотрудничества с работодателями. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: