По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.013; 069.02:93/99

Национальный музей Индонезии: история института, рожденного эпохой Просвещения

Волкова А.Н. магистр культурологии, г. Пермь

Национальный музей Индонезии (Museum Nasional Indonesia), расположенный в самом центре Джакарты, занимает ключевое место в системе культурных и научных институтов страны. Это не просто крупнейший музей Индонезии, но и важнейшая площадка для сохранения, изучения и популяризации богатейшего историко-культурного наследия архипелага. В статье рассматриваются основные тематические разделы экспозиции музея, включая сокровищницы археологических и этнографических артефактов, коллекции керамики, доисторические находки и реликвии колониальной эпохи. Особое внимание уделяется уникальным объектам, таким как статуя Праджняпарамиты, клад Вонобойо, серебряная статуя Манджушри, а также керамике из затонувших кораблей. Этнографическая коллекция музея раскрывает культурное многообразие народов Индонезии, включая традиции Ниас, Бадуев, Тораджа, Асматов и других этнических групп. Подробно освещены методы формирования музейных коллекций и их значение в контексте исторической памяти, национальной идентичности и межкультурного диалога.

Литература:

1. Evitasari, N., Rahmawati, E., & Maulida, R. (2020). Pendidikan Karakter dalam Membentuk Karakter Bangsa Melalui Pembelajaran Sejarah. Jurnal Pendidikan dan Kebudayaan, 10(2), 113–121.

2. Saidillah, A. (2018). Minat Siswa dalam Pembelajaran Sejarah pada Materi Pergerakan Nasional. Jurnal Pendidikan Sejarah, 6(1), 45–53.

3. Sukardi, & Sepriady, H. (2020). Pendidikan Sejarah sebagai Sarana Pembentukan Karakter Bangsa. Jurnal Sosial Humaniora, 12(3), 198–207.

4. Museum Nasional Indonesia. (n.d.). Tentang Kami. Официальный сайт Museum Nasional Indonesia. https://www.museumnasional.or.id

История Национального музея Индонезии неразрывно связана с интеллектуальными и научными процессами, происходившими в Европе во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. Именно тогда возникла идея создания научных обществ как центров познания и распространения знаний. Одним из таких институтов стало Батавское общество искусств и наук (Bataviaasch Genootschap van Kunsten en Wetenschappen), основанное в Джакарте 24 апреля 1778 года по инициативе голландской колониальной администрации. Прообразом этого учреждения послужила Нидерландская академия наук, основанная в Харлеме в 1752 году.

Батавское общество представляло собой независимую научную организацию, главной целью которой было развитие исследований в области естественных и гуманитарных наук, в том числе биологии, физики, археологии, этнологии, литературы и истории. Миссия учреждения отражалась в его девизе: Ten Nutte van het Algemeen — «На благо общества». Важной задачей общества также было издание научных трудов и создание общедоступной исследовательской базы.

Значительный вклад в формирование музея и библиотеки внес один из основателей общества — Я. К. М. Радермакер. Он пожертвовал здание в районе Калибесар, расположенном в торговой части Джакарты, а также обширную коллекцию культурных артефактов и книг. Эти фонды стали фундаментом будущего музея и научной библиотеки.

В период британского правления на Яве Батавское общество возглавил лейтенант-губернатор сэр Томас Стэмфорд Раффлз, активный сторонник музеев как просветительских институтов. По его распоряжению, в связи с переполненностью прежнего здания, был построен новый музей на улице Маджапахит, 3. Сегодня на этом месте располагается комплекс зданий Секретариата Государственного аппарата, неподалёку от президентского дворца.

К 1860-м годам коллекции общества значительно расширились, и прежнее здание перестало их вмещать. В 1862 году власти Голландской Ост-Индии приняли решение о строительстве нового здания музея на территории, известной сегодня как улица Медан Мердека Барат, 12. Публичное открытие музея состоялось в 1868 году.

Для Цитирования:
Волкова А.Н., Национальный музей Индонезии: история института, рожденного эпохой Просвещения. Музей. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: