Инновационная направленность развития экономики требует поиска новых эффективных механизмов производства знаний, создания условий для трансформации капитала знаний в практические навыки и профессиональные компетенции. Формирование профессионально компетентного человеческого капитала немыслимо без эффективного взаимодействия рынка труда и системы образования. В Казахстане, как и во многих странах, эта цель достигается посредством внедрения и использования национальной системы квалификаций [5], обеспечивающей взаимодействие (рис. 1) между сферами труда и образования и связывающей между собой следующие элементы:
— национальную и отраслевые рамки квалификаций, распределяющие однородные виды профессий по требуемым уровням квалификации в масштабе всего рынка труда и отдельных отраслей;
— профессиональные стандарты, определяющие требования к уровню квалификаций, компетентности, к содержанию и качеству труда в конкретной области профессиональной деятельности;
— образовательные стандарты и программы, обеспечивающие актуальность содержания образования согласно профессиональным стандартам;
— независимую оценку и систему сертификации квалификации.
Задача по созданию национальной системы квалификаций была поставлена Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» [3]. Постановлением Правительства РК от 18.06.2013 № 616 был утвержден План поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года.
Национальная система квалификации (НСК) — совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложения на квалификации специалистов со стороны рынка труда. Она устанавливает единые требования как для работников, так и для работодателей, помогая при этом:
— государству в достижении целей: обучение на протяжении всей жизни, признание формальных и неформальных навыков, повышение качества образования и профессиональной подготовки, насыщение рынка труда востребованными кадрами и повышение производительности труда;