По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377

Национальные структуры квалификаций как инструмент сопряжения образовательных и профессиональных стандартов в формате компетентностного подхода

Ибатов Марат Кенесович ректор, Карагандинский государственный технический университет, доктор технических наук, профессор, академик КазНАЕН, Казахстан, 100027, Караганда, бульвар Мира, д. 56
Пак Юрий Николаевич руководитель Учебно-методического объединения вузов РК при КарГТУ, доктор технических наук, профессор, академик КазНАЕН, Казахстан, 100027, Караганда, бульвар Мира, д. 56. E-mail: pak_gos@mail.ru

Рассмотрены особенности развития национальных структур квалификаций. Анализируются проблемы разработки качественных профессиональных стандартов в Республике Казахстан и их сопряжение с образовательными стандартами. Обсуждаются рекомендации по повышению эффективности социального партнерства «вуз — работодатель» при формировании образовательных программ в формате компетентностного подхода.

Литература:

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». — URL: http://adilet.zan.kz.

2. Ибатов М.К., Пак Ю.Н. Концептуальные аспекты управления качеством образования: проблемы и решения // Высшее образование сегодня. — 2018. — № 3. — С. 10–16.

3. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. — 2012. — 10 июля.

4. «Об утверждении национальной рамки квалификаций». Совместный приказ министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 18.12.2013 № 665 и министра образования и науки Республики Казахстан от 10.01.2014 № 6.

5. Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Интеграция высшей школы и сферы труда в контексте развития Национальной системы квалификаций // Education. Quality Assurance. — 2018. — № 1. — C. 38–41.

6. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Формирование национальной системы квалификаций и ее сопряжение с образовательными стандартами // Alma mater. — 2014. — № 11. — С. 51–58.

7. Реестр профессиональных стандартов / Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». — URL: http://atameken.kz/

Инновационная направленность развития экономики требует поиска новых эффективных механизмов производства знаний, создания условий для трансформации капитала знаний в практические навыки и профессиональные компетенции. Формирование профессионально компетентного человеческого капитала немыслимо без эффективного взаимодействия рынка труда и системы образования. В Казахстане, как и во многих странах, эта цель достигается посредством внедрения и использования национальной системы квалификаций [5], обеспечивающей взаимодействие (рис. 1) между сферами труда и образования и связывающей между собой следующие элементы:

— национальную и отраслевые рамки квалификаций, распределяющие однородные виды профессий по требуемым уровням квалификации в масштабе всего рынка труда и отдельных отраслей;

— профессиональные стандарты, определяющие требования к уровню квалификаций, компетентности, к содержанию и качеству труда в конкретной области профессиональной деятельности;

— образовательные стандарты и программы, обеспечивающие актуальность содержания образования согласно профессиональным стандартам;

— независимую оценку и систему сертификации квалификации.

Задача по созданию национальной системы квалификаций была поставлена Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» [3]. Постановлением Правительства РК от 18.06.2013 № 616 был утвержден План поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года.

Национальная система квалификации (НСК) — совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложения на квалификации специалистов со стороны рынка труда. Она устанавливает единые требования как для работников, так и для работодателей, помогая при этом:

— государству в достижении целей: обучение на протяжении всей жизни, признание формальных и неформальных навыков, повышение качества образования и профессиональной подготовки, насыщение рынка труда востребованными кадрами и повышение производительности труда;

Для Цитирования:
Ибатов Марат Кенесович, Пак Юрий Николаевич, Национальные структуры квалификаций как инструмент сопряжения образовательных и профессиональных стандартов в формате компетентностного подхода. Ученый совет. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: