Новая парадигма публичного администрирования сферы отечественного высшего образования ориентирована на сохранение образовательных традиций российской высшей школы, определяемых сильной ролью государства в образовании, с одновременным развитием автономии образовательных организаций, включением их в систему общественных институтов, позволяющих трансформировать модели организации взаимодействия общества и государства, эффективно влиять на пространственное и экономическое развитие страны и ее отдельных территорий. При этом на развитие экономики современных регионов серьезное влияние оказывает наличие точек роста, инновационных предпринимательских проектов, обеспечивающих создание и трансфер технологий. В процессе поиска ниш для технологичных разработок повышается роль университетов, как базовых площадок для создания и коммерциализации инновационного продукта. При этом способность образовательных организаций встраиваться в экономическую систему региона, значительным образом может влиять на оценку эффективности работы органов власти конкретной территории1 .
Сегодня академическая среда переживает глубокие трансформации в научно-исследовательской сфере. Происходит переход от «замкнутых» исследований к глобальным транснациональным исследовательским проектам, повышается роль университетского сектора в обеспечении инновационного развития региональной и национальной экономики2 .
Система высшего образования должна быть стабильной и одновременно динамичной, гибкой, способной эффективно отвечать на вызовы и угрозы, которые перед ней возникают. В современных условиях важно обеспечить безопасность и суверенитет национальной системы образования. Так, например, в системе высшего образования в ближайшее время мы сможем наблюдать изменения в структуре уровней высшего образования, что является первым шагом на пути к достижению целого комплекса целей и задач, поставленных перед сферой образования и образовательными организациями на среднесрочную и даже долгосрочную перспективы.