По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.4

Национальные исследовательские университеты в системе высшего образования: организационно-правовые аспекты развития

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы. Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье рассмотрены основы организационно-правового статуса национальных исследовательских университетов как научно-образовательных центров, формирующих инновационный, технологический и кадровый потенциал регионального развития. С учетом результатов анализа действующих стратегических актов пространственного развития государства, обозначаются перспективы и направления дальнейшего совершенствования правового положения национальных исследовательских университетов в системе высшего образования Российской Федерации.

Литература:

1. Авакьян С.А. Практика конституционных реформ: некоторые проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2011. № 1. С. 25, 33, 34.

2. Анисимкова Н.Д. Роль сектора высшего образования в стимулировании инновационного процесса в промышленности // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 1 (57). С. 10

3. Аржанова И.В., Воров А.Б., 3ураковский В.М. Опыт развития научно-инновационного потенциала федеральных и национальных исследовательских университетов // Университетское управление: практика и анализ.2015. № 3. С. 41

4. Батлер Д., Гибсон Д. Исследовательские университеты в структуре региональной инновационной системы: опыт Остина, штат Техас // Форсайт. 2013. Т. 7. № 2. С. 43

5. Грудцына Л.Ю. Организационно-правовые формы инновационных предприятий // Новый юридический журнал. 2012. № 4. С. 124–132.

6. Грудцына Л.Ю., Мирошникова В.А. Правовой статус научных организаций образовательных учреждений высшего профессионального образования // Вестник Финансового университета. 2011. № 4 (64). С. 36–41.

7. Жураковский В.М. О некоторых итогах и перспективах деятельности Национальных исследовательских университетов // Высшее образование в России. 2013. № 12. С.12.

8. Жураковский В.М., Воров А.Б. Интеграция образования и науки в национальных исследовательских университетах: системный эффект для российской высшей школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 4 (20). С. 20.

9. Иванов С.А., Сокол-Номоконов Э.Н. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 23.

10. Лешуков, О.В., Лисюткин М.А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6 (100). С. 37.

11. Салимьянова И.Г. Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 4 (21). С. 16.

12. Тимохина Е.В. Управление научно-исследовательской деятельностью и инновационным развитием университета. Автореф. дисс. …канд. экон. наук. Курск, 2019. С. 21.

13. Трофимова И.Н. Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности // Социология науки и технологии. 2022. Том 13. № 1. С. 117.

14. Шешукова Т.Г., Сергеева Н.В. Формирование системы показателей для оценки эффективности научной деятельности национальных исследовательских университетов // Экономический анализ: теория и практика. .2012. № 4 (259). С. 56.

15. Энговатова А.А. Модели организации инновационной инфраструктуры российских вузов. Автореф. дисс…. канд. экон. наук. М., 2013. С. 3.

Новая парадигма публичного администрирования сферы отечественного высшего образования ориентирована на сохранение образовательных традиций российской высшей школы, определяемых сильной ролью государства в образовании, с одновременным развитием автономии образовательных организаций, включением их в систему общественных институтов, позволяющих трансформировать модели организации взаимодействия общества и государства, эффективно влиять на пространственное и экономическое развитие страны и ее отдельных территорий. При этом на развитие экономики современных регионов серьезное влияние оказывает наличие точек роста, инновационных предпринимательских проектов, обеспечивающих создание и трансфер технологий. В процессе поиска ниш для технологичных разработок повышается роль университетов, как базовых площадок для создания и коммерциализации инновационного продукта. При этом способность образовательных организаций встраиваться в экономическую систему региона, значительным образом может влиять на оценку эффективности работы органов власти конкретной территории1 .

Сегодня академическая среда переживает глубокие трансформации в научно-исследовательской сфере. Происходит переход от «замкнутых» исследований к глобальным транснациональным исследовательским проектам, повышается роль университетского сектора в обеспечении инновационного развития региональной и национальной экономики2 .

Система высшего образования должна быть стабильной и одновременно динамичной, гибкой, способной эффективно отвечать на вызовы и угрозы, которые перед ней возникают. В современных условиях важно обеспечить безопасность и суверенитет национальной системы образования. Так, например, в системе высшего образования в ближайшее время мы сможем наблюдать изменения в структуре уровней высшего образования, что является первым шагом на пути к достижению целого комплекса целей и задач, поставленных перед сферой образования и образовательными организациями на среднесрочную и даже долгосрочную перспективы.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Национальные исследовательские университеты в системе высшего образования: организационно-правовые аспекты развития. Юрист ВУЗа. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: