По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Национально-культурная идентичность и глобализм: сосуществование и противоречия

Листвина Евгения Викторовна. ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус 12, e-mail: listvamer@yandex.ru

Проблема изучения феномена национально-культурной идентичности является актуальной в связи с современными процессами активного поиска идентичности. Современное общество при сохранении внутреннего плюралистического восприятия действительности характеризуется двумя равными по силе мировыми тенденциями: неизбежной глобализацией и тенденцией к усилению локального, проявляющегося в региональном, этническом. Балансируя между этими тенденциями, региональные сообщества удерживают мировое сообщество, сохраняя существование мира в необходимом конструктивном напряжении сторон.

Литература:

1. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997–2002  годов.  — М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004. — 816 с.

2. Дроненко Д.М. Национально-культурная идентичность как социально-философская проблема. Автореф. …дисс. канд. филос. наук: 09.00.11.  — Саратов, 2004.  — 24  с. [Электронный ресурс.] URL: http://cheloveknauka.com/ natsionalno-kulturnaya-identichnost-kak-sotsialno-fi losofskaya-problema

3. Мазуренко И.В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ. Автореф. …дисс. канд. филос. наук: 09.00.11. — М., 2009. — 24 с.

4. Малыгина И.В. Культурная идентичность в современной России: поиск новых моделей // Вестник МГУКИ. — 2011. — № 3 (41). — С. 43–48.

5. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — Культурология. — 2010. — № 4. [Электронный ресурс.] URL: zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Skorodumova/

6. Хренов Н.А. Художественная воля в контексте цивилизационной идентичности // Искусство и цивилизационная идентичность / Отв. ред. Н. А. Хренов. — М.: Наука, 2007. — С. 17–119.

7. Ерзаулова А.Г. Традиционные ценности как условие сохранения русской идентичности // Русский универсум в условиях глобализации: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции «Русский универсум в  условиях глобализации» (26–28  октября 2016  г.)  / Науч. ред. Е. В. Валеева, отв. ред. С. В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». — Саров: Интерконтакт, 2016. — 461 с.

8. Аникин Д.А. Топосы социальной памяти в  обществе риска  / Науч. ред. В. Б. Устьянцев. — Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2011. — 141 с.

Статья поступила 10.01.2017 г.

Проблема национально-культурной идентичности в последние годы становится все более актуальной. В чем же заключается ее специфика последних десятилетий?

Ученые-гуманитарии, обращаясь к национально-культурной идентичности, отмечали различные аспекты этого явления. Например, Д. М. Дроненко, рассматривая социально-философский аспект данного феномена, указывал, что довольно часто «национальная идентичность исследуется, исходя из характерного для англоязычной литературы рассмотрения нации как государства, согражданства, как результат социализации, осознанного выбора в конкретном социально-политическом контексте» [2]. Именно в этот период, по мнению автора, усиливается свободный поиск идентичности при сохранении внутреннего плюралистического восприятия действительности. Национально-культурная идентичность, таким образом, исследуется в диапазоне взаимодействия устойчивости и изменчивости, как потенциал социального развития при сохранении преемственности. На основании этого Д. М. Дроненко определяет националь- 13 но-культурную идентичность как совокупность структурирующих характеристик локального социального пространства, отражающую динамику процессов воспроизводства субъективности как отдельного индивида, так и нации, и выступающую регулятивом соответствия между субъективными смыслами и вовлеченностью в процесс социопроектирования» [2].

И. В. Мазуренко понимает под национально-культурной идентичностью «отождествление социального субъекта с определенной национальной общностью и ее социокультурными образцами — языком, ценностями, традициями, менталитетом» [3. С. 13].

О. Б. Скородумова, останавливаясь на специфике национально-культурной идентичности современной России, выделяет несколько точек зрения, подходов к ее определению (наличие базовых культурных констант, формирующих идентичность и не меняющихся в истории; попытки определения идентичности через «экстраполяцию ценностных установок и менталитета той или иной субкультуры на общество в целом»; определение национально-культурной идентичности через понятие множественной идентичности, что само по себе может отрицать наличие единой идентичности) [см.: 5].

Для Цитирования:
Листвина Евгения Викторовна., Национально-культурная идентичность и глобализм: сосуществование и противоречия. Вопросы культурологии. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: