По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 671.47

Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве

Денисов Леонид Анатольевич д-р мед. наук, профессор кафедры социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, E-mail: leoden51@mail.ru
Нехорошева Елена Владимировна канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Москва, E-mail: sjelene@yandex.ru
Авраменко Вера Григорьевна канд. психол. наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

В статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве, проводится анализ опыта и перспективных направлений деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательных организациях.

Литература:

1. Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hse.ru_2008_moder_Ros_zd_2008_2020.pdf.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Ющук Н. Д.. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: учеб. пос. для студентов медицинских вузов / под ред. Н. Д. Ющука, И. В. Маева, К. Г. Гуревича.. — М.: Практика, 2015. — 416 с.

4. Макарова А. Ю. Анализ состояния медицинского и кадрового обеспечения отделений организации медицинской помощи детям в субъектах РФ. Доклад ответственного секретаря профильной комиссии Министерства здравоохранения РФ по гигиене детей и подростков и президиума РОШУМЗ (Москва, 16 июня 2017 г.) / А. Ю. Макарова. — М., 2017.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

7. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 20.05.2010 № 804 «Об организации центров здоровья для детей».

8. Денисов Л. А. Борьба с алкоголизмом: взгляд в прошлое / Л. А. Денисов// Санитарный врач. — 2017. — № 4. — С. 56–63.

9. Гукасян А. Г. Мудров — основоположник отечественной внутренней медицины А. Г. Гукасян // Советская медицина. — 1948. — № 11.

В Концепции развития российской системы здравоохранения говорится, что одним из приоритетов государственной политики для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи [1].

Здоровье — важнейший ресурс и ценность жизни человека, условие его полноценной жизни. Оно определяется рядом факторов, имеющих, по утверждению отечественных и зарубежных ученых, свой вес в формировании «пирамиды здоровья» (рис. 1).

Состояние здоровья человека примерно на 70 % зависит от самого человека: это наследственность и генетические факторы — 20 %, до 50 % — его образ жизни. Оставшиеся 30 % — это влияние внешних факторов: состояние окружающей среды (20 %) плюс качество и доступность медицинской помощи (от 5 до 10 %). Так, сохранение и укрепление здоровья населения зиждется на основе его образа жизни.

Теперь разберемся, на что человеку следует обращать первостепенное внимание для того, чтобы сохранить свое здоровье. Не углубляясь в тонкости генетических факторов, коснемся лишь некоторых вопросов наследственности. Жизнь любого человека можно рассматривать как взаимодействие генома и окружающей его среды, это и определяет развитие каждого организма от момента зарождения до его смерти. Когда нарушается нормальное взаимодействие, происходит сбой заложенной в генах программы и, как следствие, развивается заболевание. Значит, если мы систематически изменяем нормальные условия питания, физических, психических, инфекционных или токсических нагрузок, температурного режима, то «слабое звено» в геноме даст о себе знать в виде нарушения развития или проявления болезней.

На сегодня надежных методов исправления «слабых мест» генетического аппарата нет. Предотвратить негативное влияние окружающей нас среды мы не всегда можем, а порой просто не хотим. Поэтому каждый человек должен обладать тем минимумом знаний о генетической предрасположенности к определенным заболеваниям, которые позволили бы вовремя предотвратить или отсрочить начало развития болезни. Это как раз тот случай, когда уместна поговорка «кабы знал, где упасть, так соломки бы подостлал». Поэтому не надо прятаться от возможных проблем, связанных со своим здоровьем, — падений можно избежать! Прогнозируя наследственное заболевание, можно провести заранее его диагностику и тем самым предотвратить болезнь.

Для Цитирования:
Денисов Леонид Анатольевич, Нехорошева Елена Владимировна, Авраменко Вера Григорьевна, Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве. Санитарный врач. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: