По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Наставник — проводник в профессии

Жанна Любимова старший методист КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций» Агентства труда и занятости населения Красноярского края

Указом Президента РФ от 27.06.2022 № 401 нынешний 2023 г. объявлен Годом педагога и наставника. С помощью инструмента наставничества создаются и развиваются механизмы, предоставляющие обучающимся возможность максимально реализовать свой потенциал, достичь успеха в будущей профессиональной деятельности. Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, ведь вся его история — это всегда передача опыта.

С древнейших времен в воспитании человека незаменимую роль играли учителя и старшие товарищи.

Для качественной реализации наставничества очень важно учитывать психологические аспекты поведения наставника и молодого специалиста-стажера, так как коллективы организаций состоят из представителей нескольких поколений, а это разница в мировоззрениях и ценностях. Согласно «российской теории поколений», можно рассматривать такие поколения, как «беби-бумеры» — те, кто родился в период с 1946-го по 1964 г., Х (иксы) — с 1965-го по 1980 г., Y (игреки) — с 1980-го по 2000 г., Z (зеты) — в начале 2000-х.

Работник поколения Х зачастую бывает гораздо эффективнее в функции наставника, нежели в статусе рядового сотрудника. Поколение Z отличается самоуверенностью и отрицанием работников поколения Х, потому что последние не владеют цифровой грамотностью. В свою очередь, зуммеры не имеют опыта командной работы, потому что являются категорией людей, в воспитании которых принимают участие не только родители, но и блогеры из социальных сетей и множество других персон, связанных с современными технологиями. Детства с друзьями во дворе у них нет и навыков командной игры маловато, а для коммуникации и контактного общения немаловажно умело использовать soft skills (качества личности), оттачивая hard skills (профессиональные навыки).

В итоге у поколения Z самым западающим звеном является система коммуникации. Это поколение продвинуто в Интернете и современных технологиях, при этом не умеет выстраивать линии живого общения как в своей среде, так и с более взрослыми людьми. И главное в работе с ними — взаимодействие и общение.

Сам наставник для успешного выполнения своих обязанностей должен обладать целым рядом необходимых компетенций. Он также нуждается в специальном обучении, а его деятельность — в сопровождении и оценке. Высокий темп жизни и внедрение новых технологий делают выгодными обучение и адаптацию на рабочем месте. Именно на производстве, в корпоративной среде теоретические знания находят свое практическое применение. Тем самым в процессе наставничества молодой специалист, получив определенное задание, параллельно получает информацию о том, как это сделать лучше, быстрее и так, чтобы не переделывать, изучить и принять традиции предприятия и корпоративную культуру.

Для Цитирования:
Жанна Любимова, Наставник — проводник в профессии. Служба занятости. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: