По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2401-03

Наставничество в работе медицинского персонала

Христов Ян Дмитриевич студент 4-го курса лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, 400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, e-mail: hristov.ian@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0001-6847-1314
Скворцов Всеволод Владимирович доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, 400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, e-mail: 175413@list.ru, http://orcid.org/0000-0002-2164-3537
Родионова Ирина Викторовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, 400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, e-mail: ivrodionova20@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4709-8530

Наставничество — передача опыта от старших коллег к новичкам прямо во время работы — является одной из старейших форм обучения и активно практикуется до сих пор. Оно позволяет передавать не только голую информацию, но и личный опыт, традиции и профессиональные навыки, что важно для повышения квалификации подмастерья. В зависимости от конечной цели наставничество условно делят на карьерное, когда оно помогает в продвижении в должности. Например, старшая медсестра выполняет свою работу коллективно с одной из медсестер отделения, подготавливая ту к грядущим обязательствам и показывая эффективные и проверенные на собственном опыте методики решения возникающих проблем. Второй тип наставничества — равное, когда знания переходят в обе стороны. Например, ментор-терапевт указывает на необычные случаи из собственной биографии и показывает, как подходить к пациенту правильно, а младший коллега объясняет преимущества современных методов диагностики. В любом случае важны четыре аспекта: интеграция (создание единой команды с полным взаимопониманием и правилами общения), регулярное использование получаемых навыков для их закрепления, старшинство ментора (он воспринимается как источник знания) и ожидание — желания подопечных и силы, которые они готовы бросить на обучение. Без одного из вышеперечисленных пунктов наставничество будет либо малоэффективным, либо иметь обратный эффект.

Литература:

1. Алимханова Р.С. Роль наставничества в современном медицинском образовании врачей-резидентов /Р.С. Алимханова, Н.Т. Абатов //Медицина и экология. — 2019. — № 3 (92); С. 61–63.

2. Бурдастова Ю.В. Наставничество в системе здравоохранения: тренд или необходимость? /Ю.В. Бурдастова //Народонаселение. — 2020. — № 1; С. 148–154.

3. Бурдастова Ю.В. Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения /Ю.В. Бурдастова //Здравоохранение РФ. — 2021. — № 5; С. 461–465.

4. Двойников С.И. Трудовая адаптация медицинских сестер: система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения в медицинской организации /С.И. Двойников, Л.А. Карасева //Медсестра. — Издательский дом «Панорама». — 2020. — № 12; С. 67–82.

5. Егорова И.А. Медицинский аттестационно-симуляционный центр: от концепции создания до первых результатов функционирования /И.А. Егорова, С.Б. Шевченко, В.Ф. Казаков, П.С. Турзин //Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2012. — № 3 (9); С. 91–93.

6. Ненахова Ю.С. Наставничество в медицине: на пути к институционализации /Ю.С. Ненахова, Е.В. Локосов //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2020. — № 2; С. 1087–1093.

7. Низовибатько О.Б. Медицинские симулятивные центры — перспектива практического здравоохранения /О.Б. Низовибатько //Вестник российских университетов. Математика. — 2013. — № 1; С. 311–312.

8. Попсуйко А.Н. Роль института наставничества в формировании и развитии профессиональных навыков медицинских сестёр: российский и мировой опыт /А.Н. Попсуйко, Я.В. Данильченко, О.П. Андгуладзе, Г.В. Артамонова //Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. — 2022. — № 4; С. 98–104.

1. Alimkhanova R.S. Rol nastavnichestva v sovremennom meditsinskom obrazovanii vrachei-rezidentov [The role of mentoring in modern medical education of resident doctors] /R.S. Alimkhanova, N.T. Abatov // Meditsina i ekologiia [Medicine and Ecology]. — 2019. — No. 3 (92); pp. 61–63. (In Russian)

2. Burdastova Iu.V. Nastavnichestvo v sisteme zdravookhraneniia: trend ili neobkhodimost? [Mentoring in the healthcare system: trend or necessity?] /Iu.V. Burdastova // Narodonaselenie [Population]. — 2020. — No. 1; pp. 148–154. (In Russian)

3. Burdastova Iu.V. Problemy formalizatsii instituta nastavnichestva v zdravookhranenii i puti ikh resheniia [Problems of formalizing the institution of mentoring in healthcare and ways to solve them] / Iu.V. Burdastova // Zdravookhranenie RF [Healthcare of the Russian Federation]. — 2021. — No. 5; pp. 461–465. (In Russian)

4. Dvoinikov S.I. Trudovaia adaptatsiia meditsinskikh sester: sistema professionalnoi orientatsii, adaptatsii i prodvizheniia v meditsinskoi organizatsii [Labor adaptation of nurses: a system of professional guidance, adaptation and promotion in a medical organization] / S.I. Dvoinikov, L.A. Karaseva // Medsestra [Nurse]. — Publishing house «Panorama». — 2020. — No. 12; pp. 67–82. (In Russian)

5. Egorova I.A. Meditsinskii attestatsionno-simuliatsionnyi tsentr: ot kontseptsii sozdaniia do pervykh rezultatov funktsionirovaniia [Medical certification and simulation center: from the concept of creation to the first results of operation] /I.A. Egorova, S.B. Shevchenko, V.F. Kazakov, P.S. Turzin // Meditsinskoe obrazovanie i professionalnoe razvitie [Medical Education and Professional Development]. — 2012. — No. 3 (9); pp. 91–93. (In Russian)

6. Nenakhova Iu.S. Nastavnichestvo v meditsine: na puti k institutsionalizatsii [Mentoring in medicine: on the way to institutionalization] / Iu.S. Nenakhova, E.V. Lokosov // Problemy sotsialnoi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine]. — 2020. — No. 2; pp. 1087–1093. (In Russian)

7. Nizovibatko O.B. Meditsinskie simuliativnye tsentry — perspektiva prakticheskogo zdravookhraneniia [Medical simulation centers — a perspective for practical healthcare] / O.B. Nizovibatko // Vestnik rossiiskikh universitetov. Matematika [Bulletin of Russian Universities. Mathematics]. — 2013. — No. 1; pp. 311–312. (In Russian)

8. Popsuiko A.N. Rol instituta nastavnichestva v formirovanii i razvitii professionalnykh navykov meditsinskikh sester: rossiiskii i mirovoi opyt [The role of the mentoring institute in the formation and development of professional skills of nurses: Russian and world experience] / A.N. Popsuiko, Ia.V. Danilchenko, O.P. Andguladze, G.V. Artamonova // Kompleksnye problemy serdechno-sosudistykh zabolevanii [Complex Problems of Cardiovascular Diseases]. — 2022. — No. 4; pp. 98–104. (In Russian)

Последние данные западных исследований гласят, что более 90 % студентов считают важным наличие наставника для карьерного и личного роста. Во многих странах (Европе, США, Азии) институт наставничества официально закреплен и имеет конкретные формы и правила. В России же закладываются основы для законодательно закрепленных отношений ментора и ученика (Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Важно также и желание наставника передавать опыт, а оно сильно зависит от его социальных и личных качеств (есть люди, которым не дано передавать собственную мудрость, которым тяжело выходить на контакт или которые не способны воспринимать подобное всерьез), его позиционирования (чем больше контроля и проверок в работе наставника как с его стороны, так и со стороны вышестоящих, тем меньше эффективность) и его собственных ожиданий. Если ментор опасается, что его хотят заменить новым молодым работником, то он не будет качественно выполнять свою работу или вовсе будет ее саботировать. Таким образом, необходимо включение в процесс обеих сторон.

Деятельность медицинской сестры менее загружена информативно, чем работа врача, однако здесь навыки и опыт не менее важны, потому в последние десятилетия наставничество добралось и до этой профессии [8].

Литературные упоминания в деятельности медицинской сестры о наставничестве датируются примерно 1980-ми годами. Распространено оно куда меньше, поскольку обмен навыками между медсестрами чаще происходит спонтанно, во время работы. Тем не менее для них исследователи выделили несколько оформленных форм наставничества, которые практикуются в разных больницах в разных странах (России и Европе):

«Заботливое наставничество» направлено на изменение отношений ментор-ученик с целью облегчения коммуникации и создания полного взаимопонимания между ними. Теория основана на концепции заботливой медицинской сестры Вагнера. Сторонники данной теории убеждены, что взаимоотношение медсестер в коллективе прямо коррелирует с их отношением к пациентам. Таким образом, если медсестры будут внимательны и дружелюбны друг к другу, аналогично они будут следить за больными, что особо важно на этапе реабилитации. Развивая социальные навыки в процессе обучения, медсестры смогут предоставить необходимую эмоциональную поддержку и убедить сомневающихся пациентов в правильности проводимого лечения без привлечения врача.

Для Цитирования:
Христов Ян Дмитриевич, Скворцов Всеволод Владимирович, Родионова Ирина Викторовна, Наставничество в работе медицинского персонала. ГЛАВВРАЧ. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: