Последние данные западных исследований гласят, что более 90 % студентов считают важным наличие наставника для карьерного и личного роста. Во многих странах (Европе, США, Азии) институт наставничества официально закреплен и имеет конкретные формы и правила. В России же закладываются основы для законодательно закрепленных отношений ментора и ученика (Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Важно также и желание наставника передавать опыт, а оно сильно зависит от его социальных и личных качеств (есть люди, которым не дано передавать собственную мудрость, которым тяжело выходить на контакт или которые не способны воспринимать подобное всерьез), его позиционирования (чем больше контроля и проверок в работе наставника как с его стороны, так и со стороны вышестоящих, тем меньше эффективность) и его собственных ожиданий. Если ментор опасается, что его хотят заменить новым молодым работником, то он не будет качественно выполнять свою работу или вовсе будет ее саботировать. Таким образом, необходимо включение в процесс обеих сторон.
Деятельность медицинской сестры менее загружена информативно, чем работа врача, однако здесь навыки и опыт не менее важны, потому в последние десятилетия наставничество добралось и до этой профессии [8].
Литературные упоминания в деятельности медицинской сестры о наставничестве датируются примерно 1980-ми годами. Распространено оно куда меньше, поскольку обмен навыками между медсестрами чаще происходит спонтанно, во время работы. Тем не менее для них исследователи выделили несколько оформленных форм наставничества, которые практикуются в разных больницах в разных странах (России и Европе):
«Заботливое наставничество» направлено на изменение отношений ментор-ученик с целью облегчения коммуникации и создания полного взаимопонимания между ними. Теория основана на концепции заботливой медицинской сестры Вагнера. Сторонники данной теории убеждены, что взаимоотношение медсестер в коллективе прямо коррелирует с их отношением к пациентам. Таким образом, если медсестры будут внимательны и дружелюбны друг к другу, аналогично они будут следить за больными, что особо важно на этапе реабилитации. Развивая социальные навыки в процессе обучения, медсестры смогут предоставить необходимую эмоциональную поддержку и убедить сомневающихся пациентов в правильности проводимого лечения без привлечения врача.