2003 год был объявлен годом педагога и наставника в соответствии с Указом Президента РФ от 27.06.2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника», в котором был сделан акцент на необходимость признания особого статуса педагога, включая выполняющих функцию наставника. Однако она может выполняться не только педагогами, но и работниками, выполняющими различные трудовые функции.
Наставничество является многовековой традицией, берущей свое начало в Древней Греции [1]. Первенство в исследовании феномена наставничества в нашей стране принадлежит педагогу К.Д. Ушинскому [2], которое рассматривалось им как одна из задач и функций педагога. Связь же наставничества с производством отмечается после Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти. Одной из важнейших задач, стоявших перед государством в то время, являлась задача по подготовке квалифицированных кадров в короткие сроки, в условиях практически полностью разрушенной экономики и промышленности страны. Единственным выходом в этой ситуации виделось обучение рабочих кадров в условиях производства на основе дореволюционного опыта кураторства [3, 4], распространенного в университетской среде. До середины 20 века система наставничества выглядела следующим образом: за опытным и квалифицированным работником закреплялись молодые специалисты, которые под его руководством осваивали профессию и переводились на самостоятельную работу. А «под учениками разумелись лица, состоящие в школах ученичества, учебных бригадах и мастерских, а также проходящие индивидуальное обучение в процессе производства, под руководством квалифицированных рабочих» (Ст. 121 Кодекса законов о труде РСФСР 1922 года) — наставников.
После Великой Отечественной войны наставничество вновь обрело свою актуальность — страну необходимо было восстанавливать в кратчайшие сроки в условиях кадрового дефицита, нарушения преемственности поколений работников на производстве, что обусловило необходимость адаптировать молодежь, передавать ей опыт, обучать непосредственно на предприятиях, что привело в том числе к появлению научных исследований, посвященных наставничеству [5].