По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.311.1 DOI:10.33920/pol-2-2308-05

Наставничество — новый вектор для развития организаций

Погодина Ирина Владимировна заведующий кафедрой ФПиТД ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых», кандидат юридических наук, доцент, e-mail: ipogodina@vlsu.ru
Кислина Алина Александровна специалист по УМР кафедры ПООБП ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», магистрант, e-mail: alinakislina@mail.ru

В наши дни наставничество становится все более популярным и востребованным способом обучения работников, создающим благоприятную среду для совместного роста, успеха организации в целом, адаптации нового сотрудника, дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. В статье анализируется содержание понятия «наставничество», указываются причины его популяризации в корпоративной культуре, отмечается важность роли наставника. Выводы авторов подтверждаются отечественными и зарубежными исследованиями. Раскрываются техники и формы наставничества, этапы развития наставнических отношений, характеристики, присущие образу наставника, практика внедрения такого обучения, его положительные стороны и указываются причины, по которым наставничество может «не работать». В заключении делается вывод о том, что эффективность наставничества зависит как от вовлеченности наставника и наставляемого в общее дело, их готовности к сотрудничеству, так и от политики организации и поддержки руководства.

Литература:

1. Югфельд Е.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5.

2. Погодина И.В. Кислина А.А. Карьерный капитал: понятие, структура, факторы формирования // Кадровик. 2023. № 6. С. 63–67.

3. Ткачева Н.А., Фокина А.Б. К вопросу о потенциале наставничества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2.

4. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor. London, 2014.

5. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. 2016. № 5. С. 105.

6. Субочева О.Н. Наставничество как фактор эффективности организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 26.

7. Локтюхина Н.В., Назарова У.А., Шабаева С.В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 4 (28). С. 137.

8. Гринько Е.Н. Наставничество и наставник как социокультурные феномены // Человек. Культура. Образование. 2023. № 1 (47). С. 22.

1. Jugfeld E.A. To the question of the phenomenon of mentoring: historical aspect// World of science. Pedagogy and psychology. 2022. T. 10. № 5.

2. Pogodina I.V. Kislina A.A. Career capital: concept, structure, formation factors//Personnel. 2023. № 6. S. 63–67.

3. Tkacheva N.A., Fokina A.B. To the question of the potential of mentoring//Modern problems of science and education. 2015. № 1–2.

4. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor. London, 2014.

5. Clarin M.V. Modern mentoring: new features of traditional practice in organizations of the XXI century//Economics and education. 2016. № 5. S. 105.

6. Subocheva O.N. Mentoring as a factor in the effectiveness of the organization//Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016. № 12. S. 26.

7. Loktyukhina N.V., Nazarova U.A., Shabaeva S.V. Development of the mentoring system: Russian and foreign experience // Continuing education: XXI century. 2019. № 4 (28). S. 137.

8. Grinko E.N. Mentoring and mentor as sociocultural phenomena // Man. Culture. Education. 2023. № 1 (47). S. 22.

Одним из эффективных инструментов, способствующих освоению новых ролей при трудоустройстве, раскрытию и укреплению потенциала молодых специалистов, а также совершенствованию навыков уже трудоустроенного персонала, является наставничество.

Существование традиции наставничества, понимаемого как передача знаний от более опытного человека к менее опытному, предшествовало появлению самого термина. В различных культурах и сферах деятельности, включая ремесла, военное дело, образование, такие отношения складывались на протяжении нескольких веков, однако научный интерес к изучению наставничества и его практическим аспектам возник лишь во второй половине XX века [1].

Сегодня тема наставничества представляет собой актуальное исследовательское направление как в России, так и за рубежом. Главная цель наставничества состоит в том, чтобы помочь заинтересованному человеку стать самостоятельным и успешным в выбранной сфере деятельности. Иностранные ученые (D.R. Clasen, R.E. Clasen, J. Freeman, F.A. Kaufman, R.F. Subotnik, E.P. Torrance, R. Zorman и др.) также делают акцент на пользе наставнической работы для развития профессиональных, социальных и нравственных качеств личности.

На внедрение наставничества в организационные структуры организаций повлияли следующие группы факторов:

1. Быстрое развитие технологий. Создание сети Интернет, социальных сетей, появление ранее неизвестных профессий и технических средств открыли возможности для обмена информацией, улучшения коммуникаций, совместного освоения определенных компетенций.

2. Потребность в обмене опытом и знаниями. Большинство работников стало стремиться к достижению профессиональных высот, личностному росту и накоплению карьерного капитала [2].

3. Необходимость межличностного общения. Все чаще люди начали осознавать важность позитивных и «здоровых» отношений на работе, основанных на доверии, взаимопомощи, желании вдохновить следующее поколение [3].

4. Разработка просветительских программ. Наставничество получило распространение благодаря активной поддержке государства и признанию его ценности как наиболее действенного метода обучения во многих организациях и учебных заведениях. Указом Президента РФ 2023 г. был объявлен в России Годом педагога и наставника (Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»), в связи с чем стали приниматься меры для продвижения наставничества и повышения его значимости в обществе.

Для Цитирования:
Погодина Ирина Владимировна, Кислина Алина Александровна, Наставничество — новый вектор для развития организаций. Вопросы трудового права. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: