По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 33

Наставничество: между необходимостью и эффективностью

Абрамов Сергей Михайлович канд. пед. наук, доцент кафедры «Управление персоналом», ФБГОУ «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург, пер. Университетский, д. 7, Е-mail: AbramowwwSM@mail.ru
Акулов Сергей Александрович старший преподаватель кафедры «Управление персоналом», ФБГОУ «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург, пер. Университетский, д. 7, Е-mail: sergei1954akulov@rambler.ru

В статье рассматривается, чем было наставничество в практике организации труда персонала в советский период хозяйствования и чем оно является в условиях переходной отечественной экономики, каковы его перспективы в настоящий период времени. Выявлены достоинства и недостатки наставничества, показана его специфика в развитии персонала организации. Выделены функции, свойственные современному этапу наставничества. Предложены рекомендации по развитию наставничества, направленные на цели саморазвития и реализации потенциала рабочей силы.

Литература:

1. Армстронг М., Тейлор С. Практика управления человеческими ресурсами. — СПб.: Питер, 2018. — 1040 с.

2. Граттон Л., Эриксон Т. Восемь путей к созданию команды, способной к сотрудничеству // Управление командой. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 220 с.

3. Дафт Р. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2010. — 800 с.

4. Ким В. Чан, Моборн Р. Честный процесс: управление в экономике знаний / Управление персоналом. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 242 с.

5. Кутю Д., Хэкмен Р. Почему команды не работают / Управление командой. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 220 с.

6. Пригожин А.И. Методы развития организаций: Организации: природа (цели, стадии развития, патологии). Профессия консультанта по управлению. Организационная диагностика. Методы выработки решений. Управленческое консультирование нововведений. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 848 с.

7. Стаут Л. Управление персоналом: Настольная книга менеджера. — М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2009. — 536 с.

8. Управление персоналом: энциклопедия. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 554 с.

9. Управление персоналом организации: словарь терминов. — Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2017. — 200 с.

Двадцать первый век принес с собой условия для дальнейшего развития наставничества прежде всего в его качественном смысле, тесно связанном с серьезными изменениями в протекании производственных и управленческих процессов, которые часто сводятся к планированию бизнес-процессов, стратегии развития организации, а проблемы наставничества, которые отражают потребности развития, как правило, переносятся в неопределенное будущее. Отсутствие института наставничества, возможности которого практически безграничны, не даст необходимого роста производительности труда, а значит, не приведет к укреплению конкурентных преимуществ организации. Наставничество как фактор развития сотрудников в условиях неопределенности тенденций отечественной экономики требует сложных управленческих решений, без которых его реализация практически невозможна.

Наиболее значимыми, посвященными изучению проблемы наставничества являются работы А.Я. Кибанова, А.И. Пригожина, Т.О. Соломанидиной, Майкла Армстронга, Ричарда Дафта, Ларри Стаута.

Наставничество приводит к улучшению показателей за счет повышения профессиональной компетентности персонала.

С учетом сложившихся рыночных отношений и их тенденций развития необходимо раскрыть содержание понятия «наставничество», которое превратилось в один из элементов развития персонала организаций. В отечественной научной литературе наставничество определяется как «форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах» [8, с. 255].

В данном определении акцент сделан на подготовку рабочей силы, а именно молодежи, нуждающейся в технических знаниях в сфере производства, автором практически не постулируется идея рассмотрения наставничества как фактора высвобождения потенциала рабочей силы.

В зарубежных исследованиях наставничество рассматривается «как метод оказания помощи людям в деле обучения; оно отличается от коучинга, который представляет собой в какой-то степени директивный способ повышения компетенций сотрудника» [1, с. 954].

Для Цитирования:
Абрамов Сергей Михайлович, Акулов Сергей Александрович, Наставничество: между необходимостью и эффективностью. Кадровик. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: