В январе 2016 г. была введена новая форма оценки квалификации врачей-специалистов – аккредитация, которая подразумевает пятилетний период непрерывного медицинского образования с участием специалиста в мероприятиях различного уровня [1]. При этом врач самостоятельно будет формировать свой образовательный план и выбирать важные для себя учебные мероприятия из перечня обучающих модулей, которые одобрены специальной комиссией [2]. Перечень учебных мероприятий будет все время пополняться, охватывая большое количество специализаций, благодаря чему врачи смогут найти самый узкоспециализированный вариант повышения своей профессиональной подготовки [3].
Сегодня, когда роль в развитии медицинского учреждения играет уровень квалификации каждого отдельно взятого специалиста, поиск различных методов, обеспечивающих профессиональный рост сотрудников, занимает важное место в принятии управленческих решений [4, 5]. Опыт ГБУЗ «ГКБ № 24» ДЗМ служит ярким примером такого решения. Многопрофильная городская клиническая больница является одной из старейших клиник Москвы (рис. 1). В основе медицинской деятельности учреждения лежат принципы, установленные с момента его образования: сочетание практики с наукой, образованием и профессиональным совершенствованием персонала. Основным направлением медицинской помощи на протяжении последних десятилетий является колопроктология. Клиника стала одним из первых лечебных учреждений в России, где стали применять методику лапароскопической хирургии при заболеваниях ободочной и прямой кишок. Здесь проводятся все современные колопроктологические операции, модификации многих из которых были разработаны в стенах клиники. Ежегодно выполняется более 3000 операций на прямой и ободочной кишке.
На протяжении всей своей многолетней практики клиника формировала собственную школу профессиональной подготовки врачей. Платформой, на которой построена система обучения собственных сотрудников, является принцип наставничества: выполнение операций в каждом колопроктологическом отделении осуществляется любым врачом отделения, включая молодые кадры. Этот принцип наставничества дал очень хороший результат: каждый врач в больнице умеет выполнять все виды операций, таким образом обеспечивается полная взаимозаменяемость. В своей работе специалисты следуют стандартам оказания медицинской помощи, используя новые современные технологии, а молодежь, воодушевляясь таким примером, естественно, имеет стимул профессионального роста.