По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Наставничество 2.0 как эффективный инструмент подготовки профессиональных кадров

Тюфяков И.В. директор НП «Центральный институт труда» (ЦИТ), заместитель председателя Союза наставников России по производительности труда

Когда я спрашиваю людей, что такое наставничество, мне отвечают — это обучение, коучинг, передача опыта, тренинг. На большинстве предприятий так и есть. Но правильно ли это? Можно ли, строя систему наставничества именно на этих принципах, решить острую проблему дефицита квалифицированного персонала или повысить производительность труда? Давайте попробуем с уважением к общепринятым парадигмам рассмотреть опыт «нового наставничества» и оценить его потенциал для руководителя предприятия в решении стратегических целей.

Часто приходится рассказывать о том, почему в конкурсе на Кубок Изотова победила именно «Северсталь». Да потому, что у них действует самая прогрессивная на сегодняшний день система наставничества, и они с подачи «ЦИТ» ввели ее как обязательный компонент в производственный процесс, изменив стандарты компании. Уже через две недели после конкурса они прислали документы, где новое наставничество было закреплено в качестве обязательной практики. Таким образом, победили даже не только потому, что они одни это делают, нет, подобные элементы есть у всех. А потому, что они стали пользоваться этим как официальным инструментом и считать эффективность от его применения.

Конечно, невозможно никого заставить применять элементы нового наставничества, насаждать то, что для кого-то инородно. Как мне сказала одна очень авторитетная дама в сфере профобучения, невозможно сравнивать систему наставничества разных предприятий, у каждого та система, которая им необходима, тем более, невозможно сравнивать документы, сложно придумать методику. Действительно, как?

Да, мы понимаем, что у каждого предприятия система наставничества индивидуальна. Но! Она либо является инструментом, влияющим на конечную цель, либо не является. И второй очень важный критерий: в чьих руках находится этот инструмент.

В нашем конк урсе участвуют крупные корпорации, лидеры своих рынков. И мы изначально понимали, что нам зададут вопрос: а почему победили они, а не мы? Посмотрите, как у нас круто, нашей системе наставничества уже 70 лет!

И тогда я задаю вопрос на засыпку: в каком случае наставничество приносит больше пользы: если этот инструмент находится в руках специалиста по кадрам или в руках генерального директора? Мы перестали допускать к участию в конкурсе компании, где наставничество в документах описано не как инструмент повышения производительности, а как инструмент адаптации. Мы сразу предупреждаем, что с таким подходом конкурс не выиграть.

Продуктивность системы напрямую зависит от того, кто ставит задачи. Иногда ведь просто смешно — читал недавно дневники наставников на одном предприятии — все одинаковые, с похожими фразами, одним аккуратным женским почерком. Представил картину — сидит бедная женщина и целый день заполняет за всех дневники. Нелепость. Профанация. Зачем? Понятно зачем, — отвечают. По стандарту положено, а вдруг будут проверять? Таких, конечно, не допускаем к участию в конкурсе.

Для Цитирования:
Тюфяков И.В., Подготовила Ольга Скоробогатова, Наставничество 2.0 как эффективный инструмент подготовки профессиональных кадров. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: