По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Наставничество 2.0 как эффективный инструмент подготовки профессиональных кадров

Тюфяков И.В. директор НП «Центральный институт труда» (ЦИТ), заместитель председателя Союза наставников России по производительности труда

Когда я спрашиваю людей, что такое наставничество, мне отвечают — это обучение, коучинг, передача опыта, тренинг. На большинстве предприятий так и есть. Но правильно ли это? Можно ли, строя систему наставничества именно на этих принципах, решить острую проблему дефицита квалифицированного персонала или повысить производительность труда? Давайте попробуем с уважением к общепринятым парадигмам рассмотреть опыт «нового наставничества» и оценить его потенциал для руководителя предприятия в решении стратегических целей.

Несколько лет назад, работая над реализацией на российских предприятиях программ обучения на производстве и наставничества, мы с генеральным директором «Национального центра производительности» С. Л. Смирновым пришли к выводу, что острейшую для большинства компаний проблему дефицита квалифицированных кадров нужно решать не на уровне отдельно взятого предприятия, а системно, на уровне страны. Пошли в Госдуму к депутату Андрею Ветлужских.

Депутат согласился с нами — тема действительно актуальна, иностранные методики, которые уже опробованы, прививаются и приживаются плохо, а с производительностью нужно что-то делать. Вспомнили выступление В. В. Путина на Госсовете в декабре 2013 г., когда Президент сказал о том, что нужно возрождать институт наставничества.

В результате нескольких визитов на предприятия мы поняли, что в принципе данный институт уже везде существует, особенно на крупных предприятиях, но в разных форматах — чаше в виде адаптации. К нам очень настороженно относились директора по персоналу, не понимая, чего мы вообще от них хотим. Думали — очередные проверяющие хотят навязать очередную проверку. Думали, мы хотим их заставить работать по еще одному профстандарту

И я боюсь, что сегодняшняя инициатива некоторых коллег по стандартизации наставничества будет существовать отдельно от жизни, как некоторые ГОСТы в области операционной эффективности.

Потому что чем глубже мы начинали разбираться в проблеме наставничества, тем понятнее становилось, что на современном этапе стандартизировать на уровне страны нечего и незачем. Через полтора года мы создали Союз наставников по производительности труда, закрепив в названии сообщества главную идею и цель самого понятия и организации. Потом собрали первый Конгресс наставников, который состоялся в Тюмени.

И тема откликнулась на «ура». На первый Конгресс, который мы собрали в партнерстве с Тюменским деловым клубом и его руководителем Марией Шатохиной в 2017 г., съехалось огромное количество руководителей, топ-менеджеров, представителей органов власти. И раз тема оказалась настолько популярной и востребованной, мы начали организовывать Дни наставников в разных городах России. Так, в Екатеринбурге на День наставников собралось 100 человек, потом в Челябинске — 50. За два года мы провели около 20 подобных мероприятий в разных городах — от СанктПетербурга до Южно-Сахалинска. И везде встречали хороший отклик.

Для Цитирования:
Тюфяков И.В., Наставничество 2.0 как эффективный инструмент подготовки профессиональных кадров. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: