На протяжении всего прошедшего десятилетия я преподаю бакалаврам дисциплины «Наследие индустриальной культуры» и «Музеефикация и особенности атрибуции предметов науки и техники», последние пару лет они были справедливо объединены в «Наследие индустриальной культуры», поскольку таковым и являются. Пожалуй, я назову эти дисциплины чрезвычайно значимыми на завершающих стадиях музеологического образования в системе бакалавриата, поскольку полученные знания позволяют молодым людям почувствовать широту возможностей и понимание роли индустриализации в историко-культурном наследии России. Основной целью освоения дисциплины являлось содействие приобретению студентами упорядоченных знаний и навыков в области концептуальной интерпретации, адаптации ценных исторических промышленных объектов к новым условиям и выявления ценности объектов с целью избегания ненужных разрушений и утрат, коими и так богата наша история. Знакомство молодого поколения музееведов с международной практикой музеефикации и рефункционализации исторических объектов и комплексов промышленных производств, а также с различными приемами, методиками и технологиями, используемыми для сохранения индустриальных объектов в городской среде застройки, позволяет сформировать у студентов понимание значимости науки, техники и производства в их взаимосвязи с историей материальной культуры.
Во время прохождения курса обучения студенты знакомятся с проблемами сохранения исторически сложившейся производственной среды и способами их решения путем реконструкции, ревитализации, реновации, адаптации объектов к новым функциям с элементами музеефикации; классификацией промышленных объектов и интеграцией промышленных территорий в современную городскую среду; включением новых объектов городского значения в историко-промышленные территории; экологической реабилитацией территории за счет рекультивации нарушенных территорий; дендрологической и планировочной реконструкцией и др. на основе отечественного и зарубежного опыта. В процессе обучения в теории и на практике рассматриваются множественные примеры музеефикации и рефункционирования бывших промышленных зданий, и поскольку кафедра музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ старается сочетать лекционные занятия своих преподавателей с практическими, то в последние годы осуществляются поездки студентовмузееведов, изучающих предмет «Наследие индустриальной культуры», в г. Тампере, Финляндия, или в Москву в Политехнический музей для приобретения практического опыта по теме «Музеефикация предметов техники».