Нарвал издревле добывался человеком ради бивня, жира, кожи. В настоящее время вид находится под защитой российского законодательства и международного сообщества, так как входит в Красную книгу Российской Федерации, Красный список Международного союза охраны природы (охранный статус «Least Concern» — вызывающий наименьшие опасения), а также в Приложение II Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Lowry et al., 2017).
Все эти меры являются достаточными, чтобы поддерживать численность редкого кита, которого еще в XVII−XVIII веках активно промышляли ради ценнейшего бивня (Слепцов, 1955). В настоящее время промысел нарвала в России запрещен, однако при восстановлении численности в будущем мораторий на коммерческую добычу, возможно, будет снят, а промысел возобновлен.
Цель работы — рассмотреть биологию вида в аспекте целесообразности его промысла, а также привести исторические, географические и энтографические особенности, связанные с использованием в прошлом нарвала в качестве животного сырья для нужд человека. Помимо обзора литературы работа содержит оригинальные данные о строении уникального бивня нарвала.
Сфотографирован скелет нарвала Monodon monoceros Linnaeus, 1758, экспонируемый в Зоологическом музее Зоологического института РАН (г. СанктПетербург). Материалом для исследования послужил бивень нарвала. Изучена внешняя фактура бивня на различных топографических участках. Угол наклона выхода бивня из верхней челюсти определяли с помощью транспортира. Для этого достраивали горизонтальную ось, что и позволило определить угол отклонения хода роста бивня.
Таксономически нарвал близок белухе Delphinapterus leucas Pallas, 1776, входя в общее с ней семейство Нарваловые Monodontidae (Павлинов, Филатова, 2012). Цикркумполярное распространение нарвала определяется освоением им актических вод Канады, Гренландии, о. Шпицберген, а также Восточно-Сибирского моря Российской Федерации (Lowry et al., 2017). Наибольшая концентрация особей российской популяции наблюдается возле о. Врангеля (Слепцов, 1955). Общемировая популяция нарвала состоит из двенадцати субпопуляций с различной степенью генетической дифференциации и географической изоляции (Lowry et al., 2017). Согласно оценкам экологов, общая численность вида составляет 173134 особи, из них на половозрелых взрослых особей приходится 71%, что соответствует 122925 особям (Lowry et al., 2017).