Объем госзакупок в РФ в 2019 году вырос на 15%, до 9,6 трлн руб. По данным ЕИС, в 2019 году госзаказчики разместили 2,9 млн извещений о проведении закупок на общую сумму в 9,6 трлн руб. Годом ранее эти показатели составили 3,2 млн извещений на 8,3 трлн руб.По результатам прокурорских проверок в 2019 году было возбуждено почти 2000 уголовных дел, а к дисциплинарной и административной ответственности привлекли десятки тысяч должностных лиц. Ошибки, совершаемые заказчиками, уполномоченными органами, несут в себе не только показатель недостатка специалистов в сфере государственного заказа, но также и показатель нецелевого использования средств бюджета.
Цель исследования: определение видов нарушений и ответственности со стороны заказчика за невыполнение условий осуществления государственных закупок.
Материалы, методы и условия проведения исследования. В процессе исследования использованы общенаучные методы: анализ, обобщение, сравнение, приемы систематизации теоретических аспектов. Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных экономистов в сфере государственных закупок, судебная практика по вопросам выполнения государственных контрактов, а также обзоры судебной практики арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации.
Как известно, большая часть ответственности в сфере закупок сосредоточена на заказчике, так как именно на нем лежит функция расходования бюджетных средств. Со своей стороны заказчику необходимо наладить систему внутреннего контроля, для того чтобы избежать ошибок в составлении документации, в обосновании и определении НМЦК, в выборе способа определения поставщика и т.д., а также контролировать исполнение договорных обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.
Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан: информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии; соблюдать сроки исполнения обязательств; соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы. При этом исполнитель может расторгнуть государственный контракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя. Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту. На практике встречаются случаи, когда должностное лицо заказчика допускает ошибку в написании условий участия в закупке и к работам допускается поставщик, не имеющий необходимой лицензии / необходимого допуска. В таком случае оформляется двустороннее расторжение контракта. Для правильного и безошибочного осуществления закупки должностное лицо заказчика должно обладать теоретическими и практическими навыками в сфере закупок и быть профессионалом, обладающим знаниями об объектах, содержащихся в государственных контрактах.