По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 351.712 ВАК 08.00.12

Нарушения условий осуществления государственных закупок со стороны заказчика

Проданова Наталья Алексеевна д‑р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E‑mail: prodanova‑00@mail.ru
Филатова Екатерина Игоревна студентка 2‑го курса магистратуры РЭУ им. Г. В. Плеханова, базовая кафедра финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, профиль подготовки: «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок», E‑mail: filatovakatysha@gmail.com
Кошман Евгений Сергеевич студент 2‑го курса магистратуры РЭУ им. Г. В. Плеханова, базовая кафедра финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, профиль подготовки: «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок», E‑mail: Eug.coshman2011@yandex.ru

Большая часть нормативно-правовой базы, касающейся административной и уголовной ответственности в сфере закупок, относится к нарушениям условий со стороны заказчика и должностных лиц заказчика. Именно на заказчике лежит ответственность за исполнение контрактов и за подписание и сбор необходимой документации. В статье представлены виды нарушений со стороны заказчика в рамках осуществления закупочной деятельности. Рассмотрены виды ответственности заказчика за невыполнение условий осуществления государственных закупок.

Литература:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2016. — № 7.

4. Вайпан В.А. Состояние и тенденции развития контрактной системы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — № 3. — С. 8–9.

5. Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс]. — URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html#statAnchor (дата обращения: 18.12.2019).

6. Контур. Закупки [Электронный ресурс]. — URL: http://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/ (дата обращения: 17.12.2019).

7. Лисовенко О.К. Внутренний контроль закупок в организации при работе по Закону № 44-ФЗ // Журнал «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ». — 2018. — № 4.

8. Проданова Н.А., Филатова Е.И. Контроль исполнения контрактов для государственных и муниципальных нужд // Бизнес и дизайн ревю. — 2019. — № 3. — С. 3.

9. Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. — URL: https://fas. gov.ru/documents/ (дата обращения: 08.12.2019).

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm (дата обращения: 08.12.2019).

1. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd. // Federalnyy zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 44-FZ. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "KonsultantPlyus".

2. Resolution Of the government of the Russian Federation of June 5, 2015 № 555 "about establishment of the order of justification of purchases of goods, works and services for ensuring the state and municipal needs and forms of such justification" (with changes and additions) Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

3. Alekseev V.M., Khalyapin A.A. Upravlenie zakupkami dlya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd kak tochnaya normativnaya distsiplina — Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy. 2016. № 7. pp. 79–81.

4. Vaypan V.A. Sostoyanie i tendentsii razvitiya kontraktnoy sistemy — Zhurnal predprinimatelskogo i korporativnogo prava. 2016. № 3. pp. 8–9.

5. Edinaya informatsionnaya sistema v sfere zakupok [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html#statAnchor. http://ppt.ru/art/44fz/obyazatelnoe-obsujdenie (data obrascheniya 18.12.2019).

6. Kontur. Zakupki. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://zakupki-kontur.ru/ news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/. http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (data obrascheniya 17.12.2019.

7. Lisovenko O.K. Vnutrenniy kontrol zakupok v organizatsii pri rabote po Zakonu № 44FZ. URL: http://xn--80aahqcqybgko.xn--p1ai/141/13/16302/15814/15817/39247/14717. html (data obrascheniya 11.05.2019).

8. Prodanova N.A., Filatova E.I. Control of execution of contracts for state and municipal needs // Business and design review. 2019. № 3 With 3.

9. Federalnaya antimonopolnaya service. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https:// fas.gov.ru/documents/ (data obrascheniya 08.12.2019).

10. Federal state statistics service. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm (data obrascheniya 08.12.2019).

Объем госзакупок в РФ в 2019 году вырос на 15%, до 9,6 трлн руб. По данным ЕИС, в 2019 году госзаказчики разместили 2,9 млн извещений о проведении закупок на общую сумму в 9,6 трлн руб. Годом ранее эти показатели составили 3,2 млн извещений на 8,3 трлн руб.По результатам прокурорских проверок в 2019 году было возбуждено почти 2000 уголовных дел, а к дисциплинарной и административной ответственности привлекли десятки тысяч должностных лиц. Ошибки, совершаемые заказчиками, уполномоченными органами, несут в себе не только показатель недостатка специалистов в сфере государственного заказа, но также и показатель нецелевого использования средств бюджета.

Цель исследования: определение видов нарушений и ответственности со стороны заказчика за невыполнение условий осуществления государственных закупок.

Материалы, методы и условия проведения исследования. В процессе исследования использованы общенаучные методы: анализ, обобщение, сравнение, приемы систематизации теоретических аспектов. Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных экономистов в сфере государственных закупок, судебная практика по вопросам выполнения государственных контрактов, а также обзоры судебной практики арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации.

Как известно, большая часть ответственности в сфере закупок сосредоточена на заказчике, так как именно на нем лежит функция расходования бюджетных средств. Со своей стороны заказчику необходимо наладить систему внутреннего контроля, для того чтобы избежать ошибок в составлении документации, в обосновании и определении НМЦК, в выборе способа определения поставщика и т.д., а также контролировать исполнение договорных обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан: информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии; соблюдать сроки исполнения обязательств; соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы. При этом исполнитель может расторгнуть государственный контракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя. Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту. На практике встречаются случаи, когда должностное лицо заказчика допускает ошибку в написании условий участия в закупке и к работам допускается поставщик, не имеющий необходимой лицензии / необходимого допуска. В таком случае оформляется двустороннее расторжение контракта. Для правильного и безошибочного осуществления закупки должностное лицо заказчика должно обладать теоретическими и практическими навыками в сфере закупок и быть профессионалом, обладающим знаниями об объектах, содержащихся в государственных контрактах.

Для Цитирования:
Проданова Наталья Алексеевна, Филатова Екатерина Игоревна, Кошман Евгений Сергеевич, Нарушения условий осуществления государственных закупок со стороны заказчика. Бухучет в здравоохранении. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: