Актуальность изучения пищевых расстройств у детей первых лет жизни определяется их высокой распространенностью, малой освещенностью данной темы, отсутствием нацеленности на выявление психологических аспектов пищевого поведения среди врачей-педиатров, а также недостаточной просвещенностью родителей в вопросах ухода за ребенком [1, 2]. Нарушения питания, приводящие к снижению массы тела, являются одной из основных причин распространения алиментарно-обусловленных заболеваний, таких как рахит, анемия, гипотрофия, и являются предрасполагающим фоном для возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта, системы кровообращения и других систем организма ребенка [6, 13].
Целью данной работы явился анализ имеющихся сведений касательно нарушений пищевого поведения в младенческом и раннем детском возрасте для определения основных направлений дальнейших исследований в данной области, которые позволят более эффективно выявлять и лечить пищевые нарушения в младенчестве и раннем детстве, а также разрабатывать программы психотерапевтического, медикаментозного лечения и реабилитации детей, имеющих подобные расстройства.
Понятие пищевого поведения. Пищевое поведение — сложный поведенческий акт, осуществление которого заложено с рождения. Являясь многокомпонентным явлением, оно объединяет ряд структурно-функциональных образований, начиная анатомо-физиологическими звеньями и заканчивая высшей психической деятельностью [1]. Под собственно пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и её приёму, неизменный шаблон питания в привычных условиях и стрессовой ситуации. В сознательном возрасте компонентом пищевого поведения также является ориентация на сформированное представление о своём теле [12].
На формирование индивидуального для каждой личности пищевого поведения оказывают влияние внутренние и внешние установки, привычки и эмоциональные реакции, имеющие отношение к еде [10]. При помощи акта приёма пищи человек удовлетворяет не только физиологическую потребность в устранении чувства голода, но и такие личностные нужды, как снятие психоэмоционального напряжения, общение, компенсация неудовлетворённых потребностей (например, недостатка родительского внимания и заботы). Благодаря вкусовым свойствам, пища также может использоваться в качестве награды или поощрения [15].