Нарушение перевозчиком трудового законодательства само по себе не препятствует учету у заказчика расходов на перевозку при условии, что в документах правильно заполнены реквизиты, предусмотренные законодательством. Существенными реквизитами для рассматриваемых документов, подтверждающими реальность сделки как факта хозяйственной жизни, являются реквизиты, позволяющие определить поставщика, покупателя, наименование и количество товара, дату поставки и сведения о принятии товара покупателем.
Отметим, что наличие в документах (товарно-транспортных накладных, путевых листах) информации о превышении работниками исполнителя норм рабочего времени может быть одним из доказательств:
- недействительности сделки (в совокупности с прочими, например, отсутствием у исполнителя начислений заработной платы водителям и т. п.);
- завышением стоимости услуг в целях получения необоснованной налоговой выгоды (в совокупности с прочими доказательствами, например, расчетом расстояния от места погрузки до места доставки и явным несоответствием времени, затраченного для осуществления перевозки).
Для начала отметим, что в силу п. 2 ст. 785 ГК РФ одним из документов (наряду с коносаментом или иным документом на груз, предусмотренным соответствующим транспортным уставом или кодексом), составление и выдача которого отправителю груза подтверждает заключение договора перевозки груза между ним и перевозчиком при перевозке грузов соответствующими видами транспорта, является транспортная накладная.
Так, заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается транспортной накладной (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее – Устав).
Поскольку необходимость составления транспортной накладной при заключении договора перевозки продиктована п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1, 2 ст. 8 Устава, то этот документ подлежит обязательному оформлению при заключении договора перевозки груза независимо от факта оформления каких-либо иных документов.