Наиболее распространенной среди заболеваний сердца и сосудов является гипертоническая болезнь (ГБ). Несмотря на некоторые успехи в профилактике и лечении ГБ за последние годы, она все еще продолжает оставаться объектом пристального внимания в клинике внутренних болезней и других специальностей.
Гипертоническая болезнь — частая причина снижения трудоспособности, а также инвалидизации и смертности населения. Кроме того, она является фактором риска других сердечнососудистых заболеваний, в частности ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, сердечной недостаточности, цереброваскулярных заболеваний. Существенное место в осложнениях ГБ, связанных с церебральными нарушениями, занимают различные формы хронической недостаточности мозгового кровообращения, все еще остающиеся вне пристального внимания кардиологов и терапевтов, в то время как это патологическое состояние занимает одно из ведущих мест в клинической практике. Хронические формы ишемии мозга традиционно в отечественной литературе обозначаются термином «дисциркуляторная энцефалопатия» (ДЭ) [1]. В последние годы, при наличии в анамнезе у пациентов ГБ, предпочтение отдается термину «гипертоническая ангиоэнцефалопатия» (ГЭП).
ДЭ (или ГЭП) представляет собой медленно прогрессирующее диффузное и очаговое поражение вещества головного мозга (преимущественно белого), обусловленное повторяющимися эпизодами преходящего нарушения мозгового кровообращения, связанными с длительно существующей неконтролируемой (или плохо контролируемой) артериальной гипертонией (АГ) [2]. Развитие методов современной нейровизуализации подтверждает, что длительная неконтролируемая АГ может приводить к диффузным изменениям глубинных отделов белого вещества головного мозга — лейкоареозу, который в настоящее время рассматривается как нейровизуализационный коррелят хронической ишемии мозга. Одним из самых значимых симптомов этой патологии являются когнитивные расстройства. Ведущую роль в формировании когнитивных нарушений играет разобщение лобных долей и подкорковых образований, что приводит к возникновению вторичной дисфункции лобных долей головного мозга.