Современный интерес российской общественности к народным художественным промыслам отчасти напоминает тот процесс, который был инициирован в конце XIX — начале XX в. этнографами, историками, археологами, художниками и меценатами, проявлявшими активный интерес к народной культуре, впервые осмысленной как художественное наследие. Однако если в последней четверти XIX в. формировался универсальный «русский стиль», подчеркивающий все национально-самобытное, то современная ситуация характеризуется стилевым многоголосием в художественных промыслах.
Интерес к народным художественным промыслам как яркому воплощению региональной (локальной) традиции необычайно возрос, поскольку данный сегмент культуры наиболее активно сопротивляется унификации и вестернизации национальных культурных систем в ходе глобализационных процессов.
Многие виды народных художественных промыслов России: лаковая миниатюрная живопись Палеха, Мстёры, Холуя, Федоскино, нижнетагильская декоративная роспись, керамика Гжели, тобольская резная кость и т.д. являются брендами отечественной культуры, чей высочайший художественный уровень противостоит калейдоскопичному стилю «а ля рюс», удобному в отношении глобального потребления.
В отечественной научной традиции не принято обсуждать исторический возраст народных традиций, ставить под сомнение их эффекты и воздействия.
Однако глубоко патриархальный взгляд на народное творчество как нечто исконное, наивное, непрофессиональное — это воображаемая преграда, за которой скрывается реальная сложность процессов конституирования и кодификации традиции. Вопрос развития народного творчества, художественных промыслов должен быть перенесен из сугубо художественно-эстетической или краеведческо-этнографической плоскостей на другой концептуальный уровень — культурно-экономический, культурно-образовательный и культурно-политический.
Ключевые проблемы бытования, сохранения и развития народных промыслов в XXI в. имеют системный характер, будучи связаны не только с художественной, но и внехудожественными сферами. Так, исследователи фиксируют экономические проблемы: низкий уровень предпринимательской инициативы среди индивидуальных мастеров; преобладание стихийной маркетинговой деятельности у предприятий народных художественных промыслов [2. С. 154], что обусловливает присутствие на рынке работ, не соответствующих запросам потребителя, затрудняет сбыт продукции, приводит к нестабильности производства, финансово-экономическому неблагополучию.