По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.1: 339.7 DOI:10.33920/vne-04-2307-01

Нарастающий кризис системы федеральных финансов США: дефолт откладывается, но не отменяется

Владимир Сергеевич Васильев доктор экономических наук, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Институт США и Канады Российской академии наук», Россия, 123995, г. Москва, Хлебный пер., д. 2/3, E-mail: vsvasiliev@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3131-9500

В статье анализируется ход и результаты бюджетного кризиса в США, вызванного необходимостью повысить потолок государственного долга, достигшего к началу 2023 г. 31,4 трлн долл. Подчеркивается, что этот бюджетный кризис явился вторым кризисом подобного рода после 2011 г. В статье проводятся основные исторические параллели между бюджетными кризисами 2011 и 2023 гг. Отмечается, что оба кризиса возникли в результате победы Республиканской партии на промежуточных выборах 2010 и 2022 гг., которые позволили республиканскому руководству Палаты представителей Конгресса США составить планы по резкому снижению темпов роста долговой нагрузки на американскую экономику. И в 2011 г., и в 2023 г. республиканцам в Палате представителей противостояли демократические администрации Б. Обамы и Дж. Байдена. Указывается, что они неизменно выступали за «автоматическое» повышение потолка государственного долга, в то время как республиканцы требовали проведения бюджетных реформ, настаивая на масштабных сокращениях расходов по федеральному бюджету. По мнению автора, инерция бесконтрольного роста бюджетных дефицитов и увеличение пирамиды долговых обязательств глубоко укоренились в США, и при этом политики обеих правящих партий стремятся переложить решение острейших фискальных проблем страны на последующие администрации и конгрессы новых созывов. Ожидается, что к 2033 г. валовой долг федерального правительства составит 50,0 трлн долл., соотношение валового долга и ВВП достигнет почти 130,0 %, а объемы выплачиваемых процентов будут сопоставимы с величиной военных бюджетов.

Литература:

1. Military Times (2016). A timeline of U.S. troop levels in Afghanistan since 2001. — Available at: https://www.militarytimes.com/news/your-military/2016/07/06/a-timeline-of-u-s-troop-levels-in-afghanistan-since-2001/ (accessed: 23.05.2023).

2. Balkin, J. (2011). The Legislative History of Section Four of the Fourteenth Amendment. Balkanization. — Available at: https://balkin.blogspot.com/2011/06/legislative-history-of-section-four-of.html (дата обращения: 13.05.2023).

3. CBO (2023). CBO’s Estimate of the Budgetary Effects of H.R. 2811, the Limit, Save, Grow Act of 2023. — Available at: https://www.cbo.gov/publication/59102 (accessed: 05.05.2023).

4. CBO (2023). CBO’s Estimate of the Budgetary Effects of H.R. 3746, the Fiscal Responsibility Act of 2023. — Available at: https://www.cbo.gov/publication/59225 (accessed: 01.06.2023).

5. CBO (2023). How the Fiscal Responsibility Act of 2023 Affects CBO’s Projections of Federal Debt. — Available at: https://www.cbo.gov/publication/59260 (accessed: 04.06.2023).

6. Committee for a Responsible Federal Budget (2023). CBO Scores the Limit, Save, Grow Act. — Available at: https://www.crfb.org/blogs/cbo-scores-limit-save-grow-act (accessed: 13.05.2023).

7. Committee for a Responsible Federal Budget (2023). How Much Would the Fiscal Responsibility Act Save? — Available at: https://www.crfb.org/blogs/how-much-would-fiscal-responsibility-act-save (accessed: 03.06.2023).

8. CPC letter on 14th Amendment and debt ceiling. — Available at: https://www.documentcloud.org/documents/23817271-cpc-letter-on-14th-amendment-and-debt-ceiling (accessed: 01.06.2023).

9. CRS INSIGHT (2023). Debt Limit Suspensions. IN11829. — Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IN/IN11829 (accessed: 01.06.2023).

10. CRS Report (2015). The Debt Limit: History and Recent Increases. RL 31967. — Available at: http://sgp.fas.org/crs/misc/RL31967.pdf (accessed: 21.04.2023).

11. CRS Report (2019). A Balanced Budget Constitutional Amendment: Background and Congressional Options. R41907. — Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R41907 (accessed: 15.05.2023).

12. Department of the Treasury (2011). Secretary of the Treasury. Secretary Geithner Sends Debt Limit Letter to Congress. — Available at: https://home.treasury.gov/secretary-geithner-sends-debt-limit-letter-to-congress (accessed: 15.05.2023).

13. Diamond, J., Engebretson, A. (2023). Reflecting on the Budget Control Act of 2011 and Its Relevance Now. Rice University’s Baker Institute for Public Policy. — Available at: https://www.bakerinstitute.org/research/ reflecting-budget-control-act-2011-and-its-relevance-now (accessed: 03.06.2023).

14. Ballotpedia (2023). Fiscal Responsibility Act of 2023. — Available at: https://ballotpedia.org/Fiscal_ Responsibility_Act_of_2023 (accessed: 03.06.2023).

15. FitchRatings (2011). Fitch Affirms United States at 'AAA'; Outlook Revised to Negative. — Available at: https://www.fitchratings.com/research/sovereigns/fitch-affirms-united-states-at-aaa-outlook-revised-tonegative-28-11-2011 (accessed: 03.06.2023).

16. FitchRatings (2023). Rating Action Commentary. Fitch Places United States' 'AAA' on Rating Watch Negative. — Available at: https://www.fitchratings.com/research/sovereigns/fitch-places-united-states-aaa-on-rating-watch-negative-24-05-2023 (accessed: 29.05.2023).

17. Gangitano, A., Evers-Hillstrom, K. (2023). Debt ceiling: Biden faces legal risks, financial peril with 14th Amendment. The Hill. — Available at: https://thehill.com/homenews/4002251-debt-ceiling-biden-faces-legalrisks-financial-peril-with-14th-amendment/ (accessed: 23.05.2023).

18. Gori, F. (2021). The cost of political uncertainty: Lessons from the 2011 US debt ceiling crisis. VOXEU/ CERP. — Available at: https://cepr.org/voxeu/columns/cost-political-uncertainty-lessons-2011-us-debt-ceilingcrisis (accessed: 03.06.2023).

19. The White House (2023). Historical Tables. Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2024. Table 6.1 — Composition of Outlays: 1940–2028. — Available at: https://www.whitehouse.gov/omb/budget/historical-tables/ (accessed: 25.05.2023).

20. The White House (2023). Historical Tables. Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2024. Table 7.1 — Federal Debt at the End of the Year: 1940-2028. — Available at: https://www.whitehouse.gov/omb/budget/ historical-tables/ (accessed: 25.05.2023).

21. The White House (2023). Historical Tables. Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2024. Table 7.3 — Stationary Limits on Federal Debt: 1940 — Current. — Available at: https://www.whitehouse.gov/omb/budget/ historical-tables/ (accessed: 25.05.2023).

22. The White House (2023). Historical Tables. Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2024. Table 8.3 — Percentage Distribution of Outlays by Budger Enforcement Act Category: 1962–2028. — Available at: https:// www.whitehouse.gov/omb/budget/historical-tables/ (accessed: 25.05.2023).

23. Investment News (2023). One-in-four chance US will hit debt ceiling X-date. — Available at: https://www.investmentnews.com/one-in-four-chance-us-will-hit-debt-ceiling-x-date-238003 (accessed: 01.06.2023).

24. Penn Wharton Budget Model (2023). The Fiscal Responsibility Act of 2023: Budget Cost Estimates of the Debt Ceiling Agreement. — Available at: https://budgetmodel.wharton.upenn.edu/issues/2023/5/31/the-fiscal-responsibility-act-of-2023 (accessed: 01.06.2023).

25. Reinhart, C. M., Rogoff , K. S. (2008). This Time is Different: A Panoramic View of Eight Centuries of Financial Crises. — Available at: https://scholar.harvard.edu/files/this_time_is_different_short.pdf (accessed: 12.04.2023).

26. Washington Post (2011). Standard & Poor’s. United States of America Long-Term Rating Lowered To 'AA+' On Political Risks And Rising Debt Burden; Outlook Negative. — Available at: https://www.washingtonpost.com/ wp-srv/politics/documents/spratingreport_080611.pdf (accessed: 03.06.2023).

27. The White House (2023). Readout of President Biden’s Meeting with Speaker McCarthy. — Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/02/01/readout-of-president-bidens-meeting-with-speaker-mccarthy/ (accessed: 22.04.2023).

28. The White House (2023). Remarks by President Biden on Averting Default and the Bipartisan Budget Agreement. — Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2023/06/02/remarks-by-president-biden-on-averting-default-and-the-bipartisan-budget-agreement/ (accessed: 03.06.2023).

29. YCharts (2023). US Recession Probability (I:USRPEM). 70,85% for May 2024. — Available at: https://ycharts.com/indicators/us_recession_probability (accessed: 30.05.2023).

30. Yoo, J., Delalahunty, R. (2023). Biden’s 14th Amendment Folly. National Review. — Available at: https:// www.nationalreview.com/2023/05/bidens-14th-amendment-folly/ (accessed: 04.06.2023).

31. Zandi, M., Deritis, C., Yaros, B. (2023). Going Down the Debt Limit Rabbit Hole. Moody’s Analytics. — Available at: https://www.economy.com/economicview/analysis/393308/Going-Down-the-Debt-Limit-Rabbit-Hole (accessed: 03.06.2023).

Дата поступления рукописи в редакцию: 05.06.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 27.06.2023.

Законодательство о потолке государственного долга США насчитывает уже вековую историю и восходит своими истоками к 2017 г., когда Конгресс США принял специальный закон, регулирующий допустимый размер долга федерального правительства. Исключительно важно иметь в виду, что государственный долг США образовывался в период ведения США войн, таких как война за независимость с Великобританией (1776–1983 гг.) и Гражданская война (1861–1865 гг.). С момента своего создания США неуклонно следовали политике погашения накопленных долговых обязательств федерального правительства, на что уходило несколько десятилетий. Вступление США в Первую мировую войну в апреле 1917 г. вызвало естественные опасения американских законодателей о том, что Первая мировая вой на обернется колоссальным ростом государственной задолженности (что и произошло!), и поэтому в октябре 1917 г. было принято специальное законодательство, которое позволило Министерству финансов США достаточно свободно эмитировать облигации государственного займа без соответствующего законодательного оформления до тех пор, пока оно не превысит установленный Конгрессом предел (лимит).

На всем протяжении существования законодательства о потолке государственного долга вплоть до 2011 г. Конгресс США принимал решения о повышении потолка государственного долга без особых проволочек и обсуждений по представлению действующих администраций, согласно аналитическим расчетам министерства финансов. В частности, с 1993 по 2010 г. потолок государственного долга поднимался 16 раз, и при этом в абсолютном выражении он вырос с 4,4 трлн до 14,3 трлн долл., т. е. более чем в три раза [10]. Основная причина частых (и проходивших без особых политических дебатов и проволочек) повышений потолка государственного долга США состояла в том, что он повышался на сравнительно небольшие величины, что и придавало процессу его периодического роста черты «рутинной» законотворческой деятельности Конгресса.

Для Цитирования:
Владимир Сергеевич Васильев, Нарастающий кризис системы федеральных финансов США: дефолт откладывается, но не отменяется. Международная экономика. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: