По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.13; 08.00.10 (5.2.4)

Направления совершенствования методов аудита национальных проектов

Любовь Александровна Чайковская д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49/2, ORCID: 0000-00021292-402Х., для корреспонденции: chaik4@yandex.ru

Аудит национальных проектов (включая федеральные и региональные проекты) является неотъемлемой частью управления проектной деятельностью. В этой связи в рамках аудита национальных проектов национальные проекты должны рассматриваться как проектная часть государственных программ Российской Федерации, оценка выполнения их целевых и дополнительных показателей осуществляться на основе подхода, где различные показатели структурированы и соотнесены с национальными целями развития, а методическое сопровождение аудита проектов должно учитывать организационные аспекты формирования и исполнения проектных и программноцелевых бюджетных расходов. При этом анализ механизма процесса реализации аудита национальных проектов показывает, что имеется множество проблем и недостатков, носящих как организационно-правовой, так и методологический характер, что определяет необходимость развития методических подходов к реализации аудита национальных проектов. В настоящей статье исследуются методические подходы к аудиту национальных проектов через реализацию проектного аудита. Методами исследования являются сравнение, анализ, синтез, метод группировки, системный и логический подходы. В процессе исследования рассмотрены содержательные характеристики различных видов аудита, в результате чего систематизированы и декомпозированы направления проектного аудита для реализации аудита национальных проектов.

Литература:

1. Методические рекомендации по применению типов результатов и стандартизованных контрольных точек федеральных проектов, утв. Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 22.03.2019.

2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти, утв. аппаратом Правительства РФ 12.03.2018 № 1937п-П6.

3. Абрамов А.М., Иванова Е.И., Кутукова Е.С. Методические подходы к информационному обеспечению аудита государственных программ // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2014. — № 4. — С. 73–79.

4. Руководства GUID 5290 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.issai.org/wpcontent/uploads/2019/09/GUID-5290-Guidance-on-audit-of-Key-National-Indicators. pdf (дата обращения: 02.05.2022).

1. Metodicheskie rekomendacii po primeneniju tipov rezul’tatov i standartizovannyh kontrol’nyh tochek federal’nyh proektov, utv. Predsedatelem Pravitel’stva Rossijskoj Federacii D.A. Medvedevym 22.03.2019.

2. Metodicheskie rekomendacii po organizacii proektnoj dejatel’nosti v federal’nyh organah ispolnitel’noj vlasti, utv. Apparatom Pravitel’stva RF 12.03.2018 № 1937p-P6.

3. Abramov A.M., Ivanova E.I., Kutukova E.S. Metodicheskie podhody k informacionnomu obespecheniju audita gosudarstvennyh programm // Gosudarstvennyj audit. Pravo. Jekonomika. № 4. 2014. S. 73–79.

4. Rukovodstva GUID 5290 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.issai.org/wp-content/ uploads/2019/09/GUID-5290-Guidance-on-audit-of-Key-National-Indicators.pdf (data obrashhenija: 02.05.2022).

На сегодняшний день в Российской Федерации разработан ряд национальных проектов, являющихся инструментом проектного управления в общественном секторе и имеющих целью ускорение темпов социальноэкономического развития государства. В данной связи проведение аудита национальных проектов выступает эффективным и результативным инструментом реализации национальных целей и стратегических задач развития государства. Исходя из того, что существующей методологической базы недостаточно для проведения аудита национальных проектов, тема исследования приобретает особую актуальность. Анализ механизма процесса реализации аудита национальных проектов показывает, что имеется множество проблем и недостатков, носящих как организационно-правовой, так и методологический характер. Так, требуют решения проблемы совершенствования существующих и разработки новых методических подходов аудита реализации национальных проектов. Усложняет ситуацию, препятствуя осуществлению аудита, и то, что процедуры разработки национальных проектов не в полной мере соответствуют установленным нормативным требованиям. Все эти проблемы определяют низкую результативность организации аудита национальных проектов и обусловливают актуальность настоящей работы.

Цель исследования: разработка научно обоснованных предложений, направленных на совершенствование применяемых контрольно-счетными органами методов аудита НП.

Задачи исследования: группировка методов аудита с декомпозицией на аудит национальных проектов; детальный анализ предложенных методов; характеристика методических подходов к организации и проведению аудита национальных проектов с позиций проектного управления, принципов проведения существующих видов аудита и задач; описание механизма реализации методических подходов к реализации аудита национальных проектов.

Материалы и методы исследования: для исследования использовались методы сравнения, анализа, синтеза, метод группировки, системный и логический подходы; методы определенных видов аудита сгруппированы и декомпозированы для реализации аудита НП.

Для Цитирования:
Любовь Александровна Чайковская, Направления совершенствования методов аудита национальных проектов. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: