Начиная с 2000 г., информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и Интернет, в частности, начали стремительное распространение на постсоветском пространстве. Например, в Республике Казахстан в 2002 г. число пользователей глобальной сети составило всего 133,7 тыс. [1], а в 2007 г. достигло 1,6 млн человек, или 11 % от общего числа населения [2]. В Российской Федерации в 2002 г. Интернет использовали 8,7 млн человек [3], а к концу 2007 г. это число оценивалось в более чем 35 млн человек и составляло около 35 % населения страны [4]. В Республике Беларусь количество пользователей в 2007 г. составило 20,7 % населения страны [5]. Аналогичные тенденции наблюдались и в информационном пространстве других государств–членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Рост проникновения Интернета в функционирование организаций всех форм собственности, повседневную жизнь физических лиц привел не только к ускорению и упрощению способов обмена информацией, данными и медиаконтентом, но и расширил возможности организации разнообразных преступлений с применением ИКТ. В их число вошли не только попытки дистанционного взлома банковских систем, распространение с использованием социальных сетей наркосодержащих веществ и запрещенных к гражданскому обороту предметов, координация деятельности экстремистских и террористических группировок, организация незаконной миграции, но и хакерские атаки на информационно-аналитические системы государственных министерств и ведомств. Возникла необходимость оценки новых рисков в сфере региональной безопасности и принятия ответных мер на сформировавшиеся вызовы и угрозы.
Основы взаимодействия государств–членов Организации по формированию информационной безопасности были установлены в 2008 г. Программой, принятой Решением СКБ (Совета коллективной безопасности) ОДКБ [6]. Принятие такой программы, было продиктовано, очевидно, велением времени. В марте 2010 г. Генеральный секретарь (2003–2016) ОДКБ Н. Бордюжа заявил о недостаточности защиты информации ограниченного доступа, множественности попыток компьютерного воздействия на информационные ресурсы и сделал сообщение о проведении операции «Прокси» (противодействие криминалу в сфере информации), являющейся составной частью программы по формированию системы информационной безопасности государств–членов Организации, и что одним из её результатов в сфере противодействия киберпреступности уже стала приостановка работы в России 216 информационных ресурсов [7]. В декабре 2010 г. на основании Протокола о внесении изменений в Устав ОДКБ, подписанного 10 декабря 2010 г., в Устав Организации были внесены изменения, закрепляющие обеспечение информационной безопасности как важнейшего направления сотрудничества. Также Решением СКБ ОДКБ от 10.12.2010 г. было утверждено «Положение о сотрудничестве государств–членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности», в котором в целях обеспечения информационной безопасности устанавливался перечень национальных координирующих органов [8]. В декабре 2014 г. проводимой Организацией операции «ПРОКСИ» по противодействию преступности в информационной сфере был придан статус постоянно действующей. В развитие «Положения о сотрудничестве» позднее был принят ряд документов. Особое внимание следует уделить Протоколу от 23 декабря 2014 г. «О взаимодействии государств–членов Организации Договора о коллективной безопасности по противодействию преступной деятельности в информационной сфере» [9], Решению СКБ ОДКБ от 23 декабря 2014 г. «О Консультационном координационном центре Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам реагирования на компьютерные инциденты» [10]. Принятие указанных документов явилось следствием формирования по постсоветском пространстве новой геополитической реальности. США и их сателлиты окончательно определили суть и методы проводимой ими политики, направленной на дальнейшее ослабление политического и военного потенциала стран, входящих в ОДКБ, методику проведения в отношении государств–членов Организации гибридных войн, включающих в том числе и воздействие с помощью информационно-коммуникационных технологий. Интернет и ИКТ существенно расширили возможности и упростили способы насильственного распространения глобальной либеральной парадигмы, внедрения в государственные и гражданские институты стран–реципиентов выгодных для США и их союзников установок. Трансграничный характер, специфичность структуры, интегрированность и взаимозависимость различных угроз и вызовов дали возможность сделать вывод о доминировании гибридных воздействий нового типа, отличающихся новизной используемых сил и средств, гибкостью стратегий и тактик. Украинский майдан, последовавший госпереворот, начавшаяся вскоре против ДНР и ЛНР война наглядно продемонстрировали, что страны Запада готовы использовать информационное пространство для организации и координации любых видов экстремистской и террористической деятельности. Принятие в 2016 г. «Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности» [11], в которой были утверждены направления сотрудничества в области коллективной безопасности, в том числе в информационной сфере, позволило определить необходимые решения по вопросам информационной безопасности.