В современном динамично развивающемся промышленном секторе ключевым фактором конкурентоспособности предприятий становится непрерывное совершенствование систем управления технологическими процессами. Особую актуальность приобретают инженерные решения, направленные на модернизацию запорной арматуры как критически важного элемента производственных линий [1].
Внедрение передовых технических решений в области трубопроводной арматуры представляет собой один из наиболее перспективных методов повышения операционной эффективности. Сильфонные шиберные задвижки, благодаря своей инновационной конструкции, открывают принципиально новые возможности для оптимизации управления производственными комплексами различного назначения.
В исследовании используются методы, в основе которых лежит научная проработка системы теоретических и практических проблем внедрения передовых технических решений в области трубопроводной арматуры, на основании чего определяются пути их решения.
В современных системах транспортировки жидких и газообразных сред особую роль играют специализированные запорные устройства. Многие инженеры отдают предпочтение сильфонным шиберным задвижкам как оптимальному решению для управления потоками в промышленных трубопроводах [2].
Регулирование интенсивности движения рабочей среды является ключевой функцией этих технических устройств. Когда требуется точный контроль над потоком, шиберная конструкция позволяет осуществлять как полное перекрытие, так и частичное ограничение пропускной способности системы. Это достигается путем изменения положения специальной заслонки (шибера), которая может занимать различные положения в зависимости от технологических требований процесса. На рис. 1 представлен общий вид сильфонной шиберной задвижки.
Конструкция задвижки содержит несколько ключевых элементов. Гидравлический привод, оснащенный поршнем двустороннего действия, обеспечивает функциональность механизма. Особенностью является левая часть поршня, которая соединена одновременно с направляющей трубкой аварийной системы открытия и штоком запорного устройства. К корпусу, включающему запорную арматуру, прикреплено сильфонное уплотнение, которое также соединяется с левой половиной поршня для обеспечения герметичности [3].