По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Направления модернизации системы образования в условиях перехода к экономике знаний

Дадалко Василий Александрович доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49. E-mail: antikrizis1@bk.ru
Соловкина Екатерина Дмитриевна магистрант магистерской программы «Управление рисками компании и экономическая безопасность», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49. E-mail: solovkina.ekaterina@mail.ru

Статья посвящена выявлению современных направлений модернизации системы образования в условиях перехода к экономике знаний и анализу роли образования в обеспечении экономической безопасности государства. Цель статьи состоит в формировании перечня основных направлений модернизации системы образования, необходимых для перехода к экономике знаний. Основные задачи заключаются в определении роли образовательной сферы в обеспечении экономической безопасности государства в условиях инновационного пути развития, определении основных социально-экономических задач, которые должна решать система образования в условиях инновационного пути развития, и основных параметров качественного обновления системы образования в соответствии с потребностями для развития экономики. При проведении исследования использовались методы: наблюдение и сбор факторов; исторический и логический; анализ; синтез и др. Результат исследования — сформирован перечень основных социально-экономических задач перед системой образования в условиях экономики знаний и определены ключевые параметры качественного обновления системы образования.

Литература:

1. Дадалко В.А. Инновационные модели обучения в современном образовании: справочные материалы. — М.: Фонд ДПО «Совет», 2017. — 386 с.

2. Диденко Д.В. Человеческий капитал как фактор развития российской интеллектуалоемкой экономики в компаративном контексте (историко-экономический анализ): Дис. д-ра экон. наук (08.00.01), РАН. — М., 2015. — 377 с.

3. Камашев C.В. Национальная безопасность и образование России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — № 3. — С. 17–19.

4. Ковалев И.В. Непрерывное образование как фактор социокультурной модернизации российского общества: социально-компетентностный анализ: Автореф. дис. канд. соц. наук (22.00.06), СПбГУ. — СПб., 2016. — 28 с.

5. Кутепов С.Н. Профессиональное образование и подготовка рабочих кадров в Европе (на примере Франции): Дис. канд. пед. наук. (13.00.08), ТГПУ им. Л.Н. Толстого. — Тула, 2015. — 146 с.

6. Леньков Р.В. Социопрогностический подход к социальному управлению высшим образованием России: Автореф. дис. д-ра соц. наук (22.00.08), ГУУ. — М., 2016. — 46 с.

7. Малолетко А.М. Концепция экономической безопасности развития системы высшего образования России: Автореф. дис. д-ра экон. наук (08.00.05), РГУТиС. — М., 2009. — 22 с.

8. Мацкевич И.М. Концепция подготовки научно-педагогических кадров (кадров высшей квалификации) // Юридическое образование и наука. — 2012. — № 4. — С. 2–9.

9. Мацкевич И.М. Проблемы становления законодательства субъектов Российской Федерации об образовании (на примере города Москвы) // Юридическое образование и наука. — 2014. — № 1. — С. 3–7.

10. Мацкевич И.М. Системный кризис в подготовке научно-педагогических кадров // Юридическое образование и наука. — 2009. — № 4. — С. 2.

11. Медведев Д.А. Дефицит профессиональных кадров — основная беда нашей страны [Электронный ресурс] // ЦЭРС ИНЭС. — URL: https://profi ok.com/about/ news/detail.php?ID=2360 (дата обращения: 24.11.2017).

12. Сайченко А.С. Совершенствование инструментария реализации трудового потенциала работников предприятий в условиях экономики знаний: Дис. канд. экон. наук (08.00.05), СПбПУ Петра Великого. — СПб., 2016. — 187 с.

13. Трунцевский Ю.В. Современные требования к профилю кандидатов на должность в сфере комплаенс-контроля. Новый облик корпоративного юриста // Юридическое образование и наука. — 2016. — № 3. — С. 75–80.

14. Чекмарев В.В. Роль образования в обеспечении экономической безопасности регионов России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2014. — № 4 (33). — С. 144–147.

Образование является базисом, который формирует необходимый кадровый и научный потенциал. В условиях перехода на инновационную модель развития уровень качества системы образования становится определяющим фактором для экономического роста. Именно сфера образования посредством формирования человеческого капитала готовит специалистов, способных генерировать и осваивать новые модели и инструментарий для обеспечения конкурентоспособности экономики государства. Экономическая безопасность, экономический потенциал и экономические перспективы любых стран в связи с развитием научнотехнического прогресса все больше становятся зависимыми от уровня научного и интеллектуального капитала, основой формирования которых является образование. Так, основным капиталом современного общества становится образованный человек, способный к поиску и освоению новых занятий и практик, принятию нестандартных решений. В связи с этим возрастает роль знаний, информационных компетенций и творческих качеств будущих специалистов абсолютно во всех сферах национальной экономики. Таким образом, сфере образования отдается приоритетное значение среди стратегических целей обеспечения экономической безопасности и актуализируется необходимость в приведении содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Также, анализируя изменения, связанные с переходом к экономике знаний, отметим необходимость совершенствования системы образования как важнейшей задачи социально-экономического развития государства и пересмотра значительной части моделей, практикуемых в отечественном образовании [1].

На современном этапе экономического развития Российской Федерации образование становится все более мощной движущей силой повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. К основным задачам системы образования с точки зрения обеспечения экономической безопасности прежде всего следует отнести обеспечение государства квалифицированными кадрами и воспроизводство интеллектуального национального ресурса. Мы можем сказать, что уже назрела необходимость в совершенствовании системы образования и продуманной государственной политике в области образования, что обусловлено перемещением научного знания на первое место среди факторов развития общественного производства. Как утверждает ученый С.В. Камашев, «наука и научно-технический прогресс на девять десятых определяют социально-экономическое развитие» [3]. Подобного мнения придерживается и доктор экономических наук А.Н. Малолетко, поясняя, что для обеспечения экономической безопасности инновационной экономики необходимо использовать потенциал системы высшего образования с учетом характерных для него специфических особенностей [7].

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Соловкина Екатерина Дмитриевна, Направления модернизации системы образования в условиях перехода к экономике знаний. Ученый совет. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: