Образование является базисом, который формирует необходимый кадровый и научный потенциал. В условиях перехода на инновационную модель развития уровень качества системы образования становится определяющим фактором для экономического роста. Именно сфера образования посредством формирования человеческого капитала готовит специалистов, способных генерировать и осваивать новые модели и инструментарий для обеспечения конкурентоспособности экономики государства. Экономическая безопасность, экономический потенциал и экономические перспективы любых стран в связи с развитием научнотехнического прогресса все больше становятся зависимыми от уровня научного и интеллектуального капитала, основой формирования которых является образование. Так, основным капиталом современного общества становится образованный человек, способный к поиску и освоению новых занятий и практик, принятию нестандартных решений. В связи с этим возрастает роль знаний, информационных компетенций и творческих качеств будущих специалистов абсолютно во всех сферах национальной экономики. Таким образом, сфере образования отдается приоритетное значение среди стратегических целей обеспечения экономической безопасности и актуализируется необходимость в приведении содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Также, анализируя изменения, связанные с переходом к экономике знаний, отметим необходимость совершенствования системы образования как важнейшей задачи социально-экономического развития государства и пересмотра значительной части моделей, практикуемых в отечественном образовании [1].
На современном этапе экономического развития Российской Федерации образование становится все более мощной движущей силой повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. К основным задачам системы образования с точки зрения обеспечения экономической безопасности прежде всего следует отнести обеспечение государства квалифицированными кадрами и воспроизводство интеллектуального национального ресурса. Мы можем сказать, что уже назрела необходимость в совершенствовании системы образования и продуманной государственной политике в области образования, что обусловлено перемещением научного знания на первое место среди факторов развития общественного производства. Как утверждает ученый С.В. Камашев, «наука и научно-технический прогресс на девять десятых определяют социально-экономическое развитие» [3]. Подобного мнения придерживается и доктор экономических наук А.Н. Малолетко, поясняя, что для обеспечения экономической безопасности инновационной экономики необходимо использовать потенциал системы высшего образования с учетом характерных для него специфических особенностей [7].