В ходе выполнения Программы реформирования российского бухгалтерского учета организаций (в том числе и в сфере здравоохранения) разработан проект ФСБУ «Нематериальные активы». Проект нацелен на обеспечение большей реалистичности учета нематериальных активов и на дальнейшее сближение с правилами МСФО. В статье исследуются новации данного проекта и выявляется степень его сближения с МСФО (IAS) 38.
Цель исследования: анализ новаций проекта ФСБУ «Нематериальные активы» с целью выявления его сильных и слабых сторон и степени сближения с МСФО (IAS) 38.
Задачи исследования: анализ регламентаций проекта ФСБУ «Нематериальные активы» в отношении определения нематериальных активов, критериев их признания, первоначальной и последующей оценки, срока полезного использования, методов амортизации, выявление новаций регламентаций данного проекта по сравнению с правилами ПБУ 14/2007, сопоставление регламентаций указанного проекта с регламентациями МСФО (IAS) 38, определение степени сближения регламентаций проекта ФСБУ «Нематериальные активы» с регламентациями МСФО (IAS) 38.
Материалы и методы исследования: для исследования использовались методы сравнения, анализа, синтеза, метод группировки, системный и логический подходы; были детально сопоставлены регламентации по определению нематериальных активов, критериев их признания, первоначальной и последующей оценке, сроку полезного использования, методам амортизации нематериальных активов в проекте ФСБУ «Нематериальные активы», ПБУ 14/2007 и МСФО (IAS) 38.
Современный период характеризуется большой значимостью нематериальных активов в деятельности организаций здравоохранения. В таблице 1 приведены данные о величине таких объектов в активах крупных российских клиник.
Наличие нематериальных активов и их большая значимость в деятельности организаций здравоохранения обусловливают важность регламентаций по бухгалтерскому учету этих объектов [5; 6; 8]. Как известно, в настоящее время бухгалтерский учет нематериальных активов регламентируется ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» [1]. Вместе с тем в соответствии с Программой реформирования российского бухгалтерского учета предполагается принятие нового федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ), призванного заменить ПБУ 14/2007. В настоящее время Фондом развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ») разработан проект Федерального стандарта бухгалтерского учета для небюджетных нефинансовых организаций «Нематериальные активы» (ФСБУ «Нематериальные активы») [2]. Как известно, Программа реформирования российского бухгалтерского учета предполагает сближение российских ФСБУ с регламентациями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) [4; 7]. Проанализируем новации проекта ФСБУ «Нематериальные активы» на предмет сближения их регламентаций с регламентациями МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» [3]. В таблице 2 представлено сравнение основных требований к учету нематериальных активов в проекте ФСБУ «Нематериальные активы» (далее — проект ФСБУ) и в МСФО (IAS) 38.