Разработан материал «Нановит» (изначальное условное наименование — продукт «БКБ») российскими учеными одного из предприятий ВПК (при СССР). В 1990-х гг. состав и технология были проданы в Германию, где он стал выпускаться компанией MSH MineralStoff handel GmbH под наименованием Motor Renovator NanoVit (рис. 1).
Но все же в России он продолжал применяться в военной промышленности — на подводных лодках, вертолетах и других видах военной техники. По мнению специалистов, работающих с этим составом в вертолетостроении, «применение “Нановита” в двигателях вертолетов, где обороты доходят до 20 000 об/мин., а температура достигает 1000 °С, вполне оправданно, а для частных автомобилей продукт (“Нановит”) — чересчур замечательно!!!».
В Германии продукт NanoVit нашел свое применение в промышленности и транспортных средствах, в частности в двигателях судов и танкеров. С его использованием достигается заметная экономия на топливе, на ремонте двигателей, на замене масла и т.д. В 2006 г. присадка NanoVit была сертифицирована международной компанией TÜV Thüringen («ТЮФ Тюринген», Германия), и ее стали разливать в маленькие емкости для использования в двигателях и КПП автомашин.
Приводим некоторые выдержки из беседы с бывшим (во времена СССР) заместителем председателя КГБ СССР Николаем Алексеевичем Шамом, который в 1980-е гг. посвятил себя поиску отечественных прорывных технологий и инноваций.
«Основная ставка была сделана на нанотехнологическую композицию, названную БКБ, — сообщил Шам Н.А. — Заливаешь эту смесь в картер мотора — и после пятисот километров пробега трение у тебя уменьшается почти в тысячу раз. Падает расход топлива или растет мощность. Особенно эффективен БКБ на отечественных машинах. Трущиеся поверхности очищаются, на них образуется тончайшая стекловидная пленка. Она диффундирует в тело металла, снижает трение и отличается крайней стойкостью.
Износ практически прекращается. Вокруг поршневых колец, например, во время работы мотора образуется некий гелевый “барашек”, что увеличивает компрессию, выравнивая его во всех цилиндрах. Уменьшаются в несколько раз вредные выхлопы, шум и вибрация снижаются. БКБ работает везде, где применяется смазочное масло. Там, где используется композиция “металл-пластмасса”, износостойкость последней вырастает почти стократно.