Рибофлавин, или витамин В2 — водорастворимый витамин. Имеются данные о существовании прямой связи между степенью недостаточности рибофлавина у животных и накоплением в крови перекисного окисления липидов (ПОЛ) развитием атеросклероза и катаракты. Эти нарушения указывают на важную роль флавопротеинов в молекулярных механизмах синтеза и распада продуктов ПОЛ.
Недостаток витамина В2 приводит к поражениям кожи (дерматитам), воспалению языка, губ, расширению кровеносных сосудов роговой оболочки, светобоязни, помутнения зрения и др.
Недостаточное содержание рибофлавина в организме встречается довольно часто. Бывает так, что человек потребляет много продуктов, содержащих рибофлавин, но тем не менее испытывает дефицит этого витамина. Это происходит по разным причинам. В частности, организм не усваивает или плохо усваивает его из каких-то продуктов. Это нередко наблюдается у больных, страдающих хроническим гастритом с пониженной кислотностью желудочного сока, протекающих с нарушением синтеза ферментов в клетках ее железистой ткани.
Недостаточность витамина В2 может возникать при беременности, кормлении грудью, при тяжелой физической нагрузке, при стрессах, болезнях щитовидной железы, раке.
При тепловой обработке содержание рибофлавина в продуктах снижается на 5-40%. Он также быстро разрушается под действием УФ-излучения и в щелочной среде. Следует отметить, что в обычном пищевом рационе человека содержание витамина В2 недостаточно.
Все вышеперечисленные недостатки витамина В2 отсутствуют у наноструктурированного рибофлавина, именно поэтому мы начали изучать свойства этого соединения.
Самая важная особенность наноструктурированных соединений это возможность построить огромную рабочую поверхность. Главное их применение — это контролируемое освобождение веществ в определенном месте и времени.
Исследование самоорганизации нанокапсул проводили следующим образом. Порошок наноструктурированных веществ растворяли в воде, каплю наносили на покровное стекло и выпаривали. Высушенная поверхность сканировали методом конфокальной микроскопии на микроспектрометре OmegaScope, производства AIST-NT (г. Зеленоград), совмещенном с конфокальным микроскопом. Поскольку в водном растворе нанокапсул при их достаточно низкой концентрации обнаружены фрактальные композиции, они обладают самоорганизацией (рис. 1). Образование нанокапсул происходит спонтанно за счет нековалентных взаимодействий и это говорит о том, что для них характерна самосборка.