По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 620.3:621.357.7

Нанесения защитных покрытий на металлические детали

Наумов В.А. МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, e-mail: yakovleva525@mail.ru
Шарапов С.Н. МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, e-mail: yakovleva525@mail.ru
Бессуднов Л.И. МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, e-mail: yakovleva525@mail.ru

Рассматриваются способы нанесения покрытий на металлические детали, сравниваются достоинства и недостатки. Большое значение уделено технологическому покрытию Molykote Metalform на основе синтетического воска. Благодаря низкому коэффициенту трения, широко используется в качестве незагрязняющей смазки в целлюлозно-бумажной промышленности, для смазки самонарезающих винтов, режущих лезвий и направляющих.

Литература:

1. Горленко А.О., Прудников М.И. Нормализация триботехнических испытаний для создания базы данных по одноступенчатому технологическому обеспечению износостойкости // Трение и смазка в машинах и механизмах. — 2008. — № 9. — С. 7–13.

2. Прудников М.И. Метод триботехнических испытаний цилиндрических поверхностей трения // Вестник БГТУ. — 2008. — № 2 (18). — С. 48–56.

3. Яковлева А.П., Омельченко И.С. Повышение нагрузочной способности стальных деталей методом комбинированной обработки // Авиационная промышленность. — 2013. — № 2. — С. 47–49.

4. Яковлева А.П. Поверхностное упрочнение электромеханической обработкой стальных деталей машин // Авиационная промышленность. — 2014. — № 1. — С. 45–48.

5. Большагин Н.П., Яковлева А.П. Повышение производительности обработки шлифованием // Главный механик. — 2014. — № 8. — С. 34–42.

7. Яковлева А.П. Повышение нагрузочной способности деталей типа тел вращения методом комбинированной обработки // Главный механик. — 2015. — № 1. — С. 46–49.

8. Большагин Н.П., Яковлева А.П. Сборка червячной передачи // Авиационная промышленность. -2015. — № 2. — С. 44–47.

9. Кравченко И.И., Яковлева А.П. Анализ видов разрушений зубчатых колес// Главный механик. — 2015. — № 5–6. — С. 45–50.

10. Яковлева А.П. Обработка зубчатых колес крупного модуля // Главный механик. — 2014. — № 6. — С. 40–42.

11. Паршиков О.Н., Яковлева А.П. Обработка стальных деталей электромеханическим методом // Главный механик. — 2014. — № 7. — С. 62–64.

12. Яковлева А.П., Кравченко И.И. Влияние качества поверхности на нагрузочную способность зубчатых колес // Главный механик. — 2015. — № 10. — С. 36–40.

13. Яковлева А.П. Роботы и манипуляторы, пневмомолоты и гидроклины для литейных производств // Главный механик. — 2016. — № 1. — С. 36–44.

14. Большагин Н.П., Яковлева А.П. Точность сборки червячной передачи // Главный механик. — 2015. — № 7. — С.36–39.

14. http://www.okorrozii.com

15. http://www.ooosagat.ru

16. http://atf.ru

17. http://artego.pro

Основными причинами выхода из строя деталей машин и металлоконструкций являются процессы изнашивания и коррозия. Известно, что в результате естественного изнашивания выходит из строя до 70 % деталей и их соединений, потери от коррозии также велики. Ежегодные потери металла от трения и износа составляют до 4–5 % валового национального дохода. Именно поэтому поиск путей снижения таких потерь актуален, и исследования сегодня ведутся по многим направлениям. Одно из них — разработка новых технологий нанесения антифрикционных покрытий на детали, работающие в условиях трения (подшипники, втулки, направляющие вкладыши и т.п.). Такие покрытия должны обладать хорошей прирабатываемостью, износостойкостью, низким коэффициентом трения и малым износом контактирующего материала.

До последнего времени генеральным направлением по борьбе с изнашиванием в машиностроении было повышение твердости трущихся поверхностей детали. В промышленности разработано большое количество методов повышения твердости деталей (хромирование, азотирование, цементирование и т. д.). Многолетний опыт свидетельствует, что это направление позволило в большей степени повысить надежность трущихся деталей машин. Однако постоянное стремление к уменьшению массы машин и повышению интенсификации рабочих процессов привело к увеличению давлений в узлах машин и скоростей скольжения и ухудшило условия смазывания. Кроме того, требования к повышению КПД механизмов, а также применение специальных смазочных материалов и жидкостей привело к тому, что традиционные методы увеличения износостойкости деталей повышением их твердости во многих случаях перестали себя оправдывать. В процессе поиска средств увеличения износостойкости деталей машин используется избирательный перенос при трении. Избирательный перенос (ИП) — это комплекс физико-химических явлений на контакте поверхностей при трении, который позволяет преодолеть ограниченность ресурса трущихся сочленений машин и снизить потери на трение. ИП есть особый вид трения, который обусловлен самопроизвольным образованием в зоне контакта неокисляющейся тонкой металлической пленки с низким сопротивлением сдвигу и неспособной наклепываться. На пленке образуется в свою очередь полимерная пленка, которая создает дополнительный антифрикционный слой. ИП, его системы снижения износа и трения (системы СИТ), разработанные Поляковым А.А., не вытекают из ранее имевшихся представлений о трении и изнашивании. Процессы, составляющие сущность ИП, находятся на стыках разделов химии, физической химии, физики, синергетики и механики. Сложность ИП состоит также в том, что ряд его химических и физических процессов не встречался в практике исследований трения. Большинство химических реакций ИП являются гетерогенными, поэтому их изучение затруднено.

Для Цитирования:
Наумов В.А., Шарапов С.Н., Бессуднов Л.И., Нанесения защитных покрытий на металлические детали. Главный механик. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: