По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 620.3:621.357.7 DOI:10.33920/pro-2-2309-06

Нанесение защитных покрытий на металлические детали

Истомин А. Б. старший преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, 105005, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1
Струк А. С. студент, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, 105005, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1, e-mail: sashastruk@mail.ru

Рассмотрены способы нанесения покрытий на металлические детали, сравниваются достоинства и недостатки. Большое внимание уделено технологическому покрытию Molykote Metalform на основе синтетического воска. Благодаря низкому коэффициенту трения широко используется в качестве незагрязняющей смазки в целлюлозно-бумажной промышленности, для смазки самонарезающих винтов, режущих лезвий и направляющих.

Литература:

1. Горленко, А. О., Прудников, М. И. Нормализация триботехнических испытаний для создания базы данных по одноступенчатому технологическому обеспечению износостойкости // Трение и смазка в машинах и механизмах. — 2008. — №9. — С. 7–13.

2. Прудников, М.И. Метод триботехнических испытаний цилиндрических поверхностей трения // Вестник БГТУ. — 2008. — № 2 (18). — С. 48–56.

3. Яковлева, А. П., Омельченко, И. С. Повышение нагрузочной способности стальных деталей методом комбинированной обработки // Авиационная промышленность. — 2013. — №2. С. 47–49.

4. Яковлева, А.П. Поверхностное упрочнение электромеханической обработкой стальных деталей машин // «Авиационная промышленность. — 2014. — №1. — С. 45–48.

5. Большагин Н. П., Яковлева А. П . Повышение производительности обработки шлифованием // Главный механик — 2014. — №8. — С. 34–42.

6. Яковлева А.П. Повышение нагрузочной способности деталей типа тел вращения методом комбинированной обработки.// Главный механик. — 2015. — №1. — С.. 46–49.

7. Большагин Н.П., Яковлева А.П. Сборка червячной передачи// Авиационная промышленность. — 2015. — №2. — С. 44–47.

8. Кравченко И.И., Яковлева А.П. Анализ видов разрушений зубчатых колес // Главный механик. — 2015. — №5–6. — С. 45–50.

9. Яковлева, А.П. Обработка зубчатых колес крупного модуля // Главный механик. — 2014. — №6. — С. 40–42

10. Паршиков, О.Н., Яковлева, А.П. Обработка стальных деталей электромеханическим методом // Главный механик. — 2014. — №7. — С. 62–64

11. Яковлева, А.П., Кравченко, И.И. Влияние качества поверхности на нагрузочную способность зубчатых колес // Главный механик — 2015. — №10. — С. 36–40.

12. Яковлева, А.П. Роботы и манипуляторы, пневмомолоты и гидроклины для литейных производств // главный механик — 2016. — №1. — С. 36–44.

13. Большагин, Н.П., Яковлева, А.П. Точность сборки червячной передачи // Главный механик. — 2015. — №7. — С. 36–39.

14. Смазочные материалы. Эл. ресурс. URL: http://atf.ru (дата обращения: 23.05.2023).

15. Смазочные материалы. Эл. ресурс. URL: http://artego. pro (дата обращения: 23.05.2023).

Основными причинами выхода из строя деталей машин и металлоконструкций являются процессы изнашивания и коррозия. Известно, что в результате естественного изнашивания выходит из строя до 70% деталей и их соединений, потери от коррозии также велики [1–15]. Ежегодные потери металла от трения и износа составляют до 4–5% валового национального дохода. Именно поэтому поиск путей снижения таких потерь актуален и исследования сегодня ведутся по многим направлениям. Одно из них — разработка новых технологий нанесения антифрикционных покрытий на детали, работающие в условиях трения (подшипники, втулки, направляющие вкладыши и т. п.). Такие покрытия должны обладать хорошей прирабатываемостью, износостойкостью, низким коэффициентом трения и малым износом контактирующего материала [1, 2, 14, 15].

До последнего времени генеральным направлением по борьбе с изнашиванием в машиностроении было повышение твердости трущихся поверхностей детали. В промышленности разработано большое количество методов повышения твердости деталей (хромирование, азотирование, цементирование и т. д.). Многолетний опыт свидетельствует, что это направление позволило в большей степени повысить надежность трущихся деталей машин. Однако постоянное стремление к уменьшению массы машин и повышению интенсификации рабочих процессов привело к увеличению давлений в узлах машин и скоростей скольжения и ухудшило условия смазывания. Кроме того, требования к повышению КПД механизмов, а также применение специальных смазочных материалов и жидкостей привело к тому, что традиционные методы увеличения износостойкости деталей повышением их твердости во многих случаях перестали себя оправдывать. В процессе поиска средств увеличения износостойкости деталей машин используется избирательный перенос при трении. Избирательный перенос (ИП) — это комплекс физико-химических явлений на контакте поверхностей при трении, который позволяет преодолеть ограниченность ресурса трущихся сочленений машин и снизить потери на трение. ИП есть особый вид трения, который обусловлен самопроизвольным образованием в зоне контакта неокисляющейся тонкой металлической пленки с низким сопротивлением сдвигу и неспособной наклепываться. На пленке образуется в свою очередь полимерная пленка, которая создает дополнительный антифрикционный слой. ИП, его системы снижения износа и трения (системы СИТ), разработанные Поляковым А.А., не вытекают из ранее имевшихся представлений о трении и изнашивании. Процессы, составляющие сущность ИП, находятся на стыках разделов химии, физической химии, физики, синергетики и механики. Сложность ИП состоит также в том, что ряд его химических и физических процессов не встречались в практике исследований трения. Большинство химических реакций ИП являются гетерогенными, поэтому их изучение затруднено.

Для Цитирования:
Истомин А. Б., Струк А. С., Нанесение защитных покрытий на металлические детали. Главный механик. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: