Некоторые российские ученые справедливо отмечают взаимосвязь экономической политики государства и социальной политики. Например, В. И. Бондарев и А. И. Стребков подчеркивают, что «экономическое участие современного государства в общественной жизни хотя и достаточно, но оно все же своей экономической политикой выражает интересы не только государства, но также и интересы тех экономических субъектов, которых устраивают политические принципы руководства экономической жизнью в стране. Отсюда экономическая политика государства базируется на некоторых легитимированных принципах социальной жизни вообще, на принципах, носящих всеобщий характер и определяющих отношения между субъектами политики и субъектами экономики»1.
Социально-экономическое развитие региона во многом определяется уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему соответствующего субъекта Российской Федерации. Суммарный объем налоговых поступлений по соответствующему субъекту Российской Федерации зависит от существующей налоговой базы и, соответственно, имеющегося налогового потенциала в конкретном субъекте Российской Федерации.
В условиях реформирования финансово-бюджетной системы Российской Федерации на первый план выдвигается задача повышения статуса самостоятельности субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и поиск эффективных методов оценки имеющегося финансового потенциала соответствующего субъекта и муниципального образования с учетом имеющейся специфики географического, экономического и социального характера.
В соответствии со статьей 53 части первой Налогового кодекса Российской Федерации2 налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и определяется для каждого вида налога. Иными словами, налоговая база региона — это совокупность налоговых баз по всем налогам и сборам. Однако очевидно, что представить налоговую базу в качестве реального экономического (статистического) показателя по совокупности налогов невозможно, так как объекты налогообложения по отдельным налогам имеют либо стоимостную, либо физическую характеристику (причем и физические характеристики также несовместимы — тонны, кубические метры и т. д.).