По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.02

Налоговый потенциал региона

Татьяна Павловна Новикова доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения Юго-Западного государственного университета

Социально-экономическое развитие региона во многом определяется уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему соответствующего субъекта Российской Федерации. В этой связи в представленной статье делается краткий анализ имеющихся разработок понятия «налоговый потенциал региона».

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2017) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671/

2. Большой экономический словарь / под ред А. Н. Азрилияна. — 5-е изд. доп и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — С. 469.

3. Бондарев В. Г., Стребков А. И. Экономическая и социальная политика современных государств: теоретические и практические аспекты // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/ekonomicheskaya-i-sotsialnaya-politika-sovremennyh-gosudarstvteoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 01.12.2017).

4. Брагина Е. А., Берковский В. А. Налоговый потенциал и его роль в социальноэкономическом развитии региона// Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. — 2017. — С.29.

5. Козина Е. В., Гостева С. В. Проблемы определения и оценки экономического потенциала региона // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, № 5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/99EVN516.pdf (доступ свободный).

6. Полосин А. В. Политический регион. Опыт операционализации и концептуализации понятия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.iprbookshop.ru/13152.html. — ЭБС «IPRbooks»; монография/ Полосин А. В. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2010. — 200 С.

7. Шабашев В. А., Маликайдаров Т. Т. Понятие налогового потенциала региона и проблемы его развития // Вестник КемГУ.— 2015. — № 4-3(64). — С. 284-290.

Некоторые российские ученые справедливо отмечают взаимосвязь экономической политики государства и социальной политики. Например, В. И. Бондарев и А. И. Стребков подчеркивают, что «экономическое участие современного государства в общественной жизни хотя и достаточно, но оно все же своей экономической политикой выражает интересы не только государства, но также и интересы тех экономических субъектов, которых устраивают политические принципы руководства экономической жизнью в стране. Отсюда экономическая политика государства базируется на некоторых легитимированных принципах социальной жизни вообще, на принципах, носящих всеобщий характер и определяющих отношения между субъектами политики и субъектами экономики»1.

Социально-экономическое развитие региона во многом определяется уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему соответствующего субъекта Российской Федерации. Суммарный объем налоговых поступлений по соответствующему субъекту Российской Федерации зависит от существующей налоговой базы и, соответственно, имеющегося налогового потенциала в конкретном субъекте Российской Федерации.

В условиях реформирования финансово-бюджетной системы Российской Федерации на первый план выдвигается задача повышения статуса самостоятельности субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и поиск эффективных методов оценки имеющегося финансового потенциала соответствующего субъекта и муниципального образования с учетом имеющейся специфики географического, экономического и социального характера.

В соответствии со статьей 53 части первой Налогового кодекса Российской Федерации2 налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и определяется для каждого вида налога. Иными словами, налоговая база региона — это совокупность налоговых баз по всем налогам и сборам. Однако очевидно, что представить налоговую базу в качестве реального экономического (статистического) показателя по совокупности налогов невозможно, так как объекты налогообложения по отдельным налогам имеют либо стоимостную, либо физическую характеристику (причем и физические характеристики также несовместимы — тонны, кубические метры и т. д.).

Для Цитирования:
Татьяна Павловна Новикова, Налоговый потенциал региона. Социальная политика и социальное партнерство. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: