Заполнение налоговой отчетности традиционно является одним из наиболее сложных моментов в предпринимательской деятельности, и по мере развития организации, расширения и (или) и наращивая объемов ее деятельности количество различных документов увеличивается. Учитывая это, система налогового мониторинга, которая существенно упрощает крупным компаниям взаимодействие с налоговыми органами, становится все более актуальной.
Налоговый мониторинг представляет собой форму организации взаимодействия предпринимательской структуры и налоговых органов, предполагающую полную открытость организации для Федеральной налоговой службы и предоставляющую освобождение организации от ведомственных проверок.
Предназначение для крупных компаний объясняется не только их потребностью в работе с большим объемом документации, но и законодательными нормами [1], установившими требования к организациям, для которых разрешен налоговый мониторинг:
• активы и прибыль организации на сумму более 1 млрд руб. (до принятия поправок, введенных Федеральным законом № 470 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», эта сумма составляла и вовсе 3 млрд руб.);
• сумма налогов, уплаченных организацией в предыдущем году, — более 100 млн руб., включая налоги на прибыль, страхование сотрудников, таможенные выплаты, НДС (до принятия Закона № 470 минимальная сумма составляла 300 млн руб.).
Хотя налоговый мониторинг — явление относительно новое для России, он уже пережил некоторое развитие, а ряд отечественных ученых (А.С. Кизимов, С.В. Барулин, М.С. Минвалиева, Н. Журавский и др.) посвятили свои труды уточнению его содержания, функций, принципов осуществления и поиску возможных путей совершенствования в условиях ориентации экономических субъектов на управленческие инновации).
Налоговый мониторинг представляет собой не просто разрозненные виды контроля, а систему, в которой можно выделить несколько блоков (рис. 1).
Налоговый мониторинг выполняет несколько функций [2–4]: