По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.225.673

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

© Зацаринная Е.И. канд. экон. наук, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: e29175z@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9400-4285
© Проданова Н.А. д-р экон. наук, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

Налоговый мониторинг — новый вид налогового контроля на основании удаленного анализа данных налогоплательщиков, представленных в различных базах данных. Он предоставляет компаниям значительные преимущества, так как помогает свести к минимуму налоговые риски. Несмотря на то что с 2021 года налоговый мониторинг подвергся существенным изменениям и стал доступнее, он по-прежнему актуален только для крупных налогоплательщиков. В статье рассмотрены основные моменты, касающиеся этой формы налогового контроля, которая позволяет своевременно выявить риски налоговых нарушений и минимизировать возможности наступления их последствий, а также проблемы, возникающие в процессе анализа этих рисков.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан . — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля: приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ (зарегистрирован в Минюсте России 28.07.2021 № 64409) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан . — Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 20.03.2022).

1. The Tax Code of the Russian Federation (Part one) of 31.07.1998 No. 146-FZ (ed. of 09.03.2022). [Electronic resource] / Consultant-plus. — Electron. given. — Access mode: http://www.consultant.ru.

2. On Approval of the Requirements for the organization of the internal Control system, as well as the forms and formats of documents submitted by organizations when disclosing information about the internal Control System: Order of the Federal Tax Service of Russia dated 25.05.2021 No. ED-7-23/518@ (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 28.07.2021 No. 64409) [Electronic resource] / Consultant-plus. — Electron. given. — Access mode: http://www.consultant.ru.

3. Official website of the Federal Tax Service [Electronic resource] — Access mode: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (date of request: 20.03.2022).

В настоящее время происходит активное развитие отечественного контрольно-надзорного законодательства: издаются новые нормативные акты, исследуются и внедряются инновационные инструменты, пересматриваются подходы к контролю как со стороны государства, так и со стороны самой организации (то есть изнутри).

Одной из относительно новых процедур для национального налогового законодательства является налоговый мониторинг, который регламентируется главами 14.7–14.8 НК РФ. Эта форма контроля стала важным этапом цифровизации органов государственного контроля.

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля был введен в НК РФ с 1 января 2015 года в рамках проекта по реализации так называемого горизонтального мониторинга в России на основании опыта зарубежных стран (Голландии, Швеции, Израиля). В первый же год введения инновации заявления на проведение мониторинга подали такие компании, как ОАО «Северсталь» и «Интер РАО ЕЭС», международная организация «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» и др.

Цель исследования: изучение возможностей режима налогового мониторинга как формы налогового контроля.

Задачи исследования: исследование практических проблем, касающихся расчета уровней рисков и уровней организации системы внутреннего контроля в рамках реализации режима налогового мониторинга.

Материалы, методы и условия проведения исследования: проведен анализ нормативных актов, регламентирующих порядок проведения налогового мониторинга и взаимодействия контролеров с налогоплательщиками.

За период реализации режима налогового мониторинга с 2016 года и по сегодняшний день количество его участников значительно выросло, о чем свидетельствуют данные рис. 1.

Исходя из принятой концепции развития налогового мониторинга предполагается, что ежегодно будет происходить увеличение количества участников на 20%, но динамика 2021–2022 годов показала рост более 50%. Такой рост количества участников может быть связан со снижением в 2021 году суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг (рис. 2) [1].

Для Цитирования:
© Зацаринная Е.И., © Проданова Н.А., Налоговый мониторинг как форма налогового контроля. Бухучет в строительных организациях. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: