В настоящее время происходит активное развитие отечественного контрольно-надзорного законодательства: издаются новые нормативные акты, исследуются и внедряются инновационные инструменты, пересматриваются подходы к контролю как со стороны государства, так и со стороны самой организации (то есть изнутри).
Одной из относительно новых процедур для национального налогового законодательства является налоговый мониторинг, который регламентируется главами 14.7–14.8 НК РФ. Эта форма контроля стала важным этапом цифровизации органов государственного контроля.
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля был введен в НК РФ с 1 января 2015 года в рамках проекта по реализации так называемого горизонтального мониторинга в России на основании опыта зарубежных стран (Голландии, Швеции, Израиля). В первый же год введения инновации заявления на проведение мониторинга подали такие компании, как ОАО «Северсталь» и «Интер РАО ЕЭС», международная организация «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» и др.
Цель исследования: изучение возможностей режима налогового мониторинга как формы налогового контроля.
Задачи исследования: исследование практических проблем, касающихся расчета уровней рисков и уровней организации системы внутреннего контроля в рамках реализации режима налогового мониторинга.
Материалы, методы и условия проведения исследования: проведен анализ нормативных актов, регламентирующих порядок проведения налогового мониторинга и взаимодействия контролеров с налогоплательщиками.
За период реализации режима налогового мониторинга с 2016 года и по сегодняшний день количество его участников значительно выросло, о чем свидетельствуют данные рис. 1.
Исходя из принятой концепции развития налогового мониторинга предполагается, что ежегодно будет происходить увеличение количества участников на 20%, но динамика 2021–2022 годов показала рост более 50%. Такой рост количества участников может быть связан со снижением в 2021 году суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг (рис. 2) [1].