По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.225.622.1 DOI:10.33920/med-17-2207-04

Налоговые риски переквалификации гражданско-правовых взаимоотношений с самозанятыми гражданами в трудовые

Шинкарева О.В. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, E-mail: Shinkareva_ol@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2291-3516
Агафонов Д.С. студент, кафедра финансового менеджмента и финансового права, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», 107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28, E-mail: agafonovds20f11@gmail.com

Многие учреждения здравоохранения, в первую очередь частные, все активнее привлекают в своей деятельности лиц — плательщиков налога на профессиональный доход, оформляя с ними договоры гражданско-правового характера. При этом часто данный тип договоров используется недобросовестными налогоплательщиками для ухода от уплаты обязательных платежей, в связи с чем налоговые органы уделяют особое внимание контролю данных контрактов. В статье рассмотрены отличия трудового договора от гражданско-правового, перечислены признаки подмены гражданско-правовым договором с плательщиком налога на профессиональный доход трудового договора, используемые налоговыми органами при переквалификации отношений с физическим лицом в трудовые. Рассматриваются обстоятельства, которыми руководствуются суды при спорах налогоплательщиков с налоговыми органами в данной сфере, а также последствия данной переквалификации для компании.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2022).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2022).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2022).

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2022).

5. Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (2018). Утвержден президиумом Верховного суда РФ 14.11.2018 (ред. от 26.12.2018) [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2022).

6. О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД. Письмо ФНС России от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2022).

7. О рассмотрении обращения. Письмо ФНС России от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2022).

8. Данчиков Е.А., Малых Н.И., Проданова Н.А. Налоговый контроль как составляющая государственного финансового контроля // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 5–1 (82). — С. 66–71.

9. Напсо М.Д., Напсо М.Б. Налог на профессиональный доход: к вопросу о соответствии принципам налогообложения // Журнал российского права. — 2020. — № 3. — С. 132–145.

10. Рынок труда, занятость и заработная плата. Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. — URL: https:// rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 25.05.2022).

11. Шинкарева О.В., Диких В.А. Как правильно оформить отношения по договору гражданско-правового характера с плательщиком налога на профессиональный доход // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 10. — С. 14–21.

1. Civil Code of the Russian Federation (Part One) of 30.11.1994 № 51-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 25 May 2022).

2. Code of Administrative Offenses of the Russian Federation of 30.12.2001 № 195 — FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 25 May 2022).

3. Tax Code of the Russian Federation (Part One) of 31.07.1998 № 146 — FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 25 May 2022).

4. Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 № 197-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 25 May 2022).

5. Review of the judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation № 3 (2018). Approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation 14.11.2018 (ed. 26.12.2018). [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 25 May 2022).

6. On sending information on the implementation of tax control measures under the professional income tax. Letter of the Federal Tax Service of Russia of 15.04.2022 № YeA-4-15/4674. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 25 May 2022).

7. On the consideration of the appeal. Letter of the Federal Tax Service of Russia of 16.09.2021 № № АБ-4-20/13183@. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 25 May 2022).

8. Dantchikov E.A., Malykh N.I., Prodanova N.A. Tax control as a component of state financial control. Ekonomika i predprinimatel’stvo (Economics and entrepreneurship). 2017. 5–1 (82): 66–71. (in Russian)

9. Napso M.D., Napso M.B. Professional income tax: on the issue of compliance with the principles of taxation. Zhurnal rossijskogo prava (Journal of Russian Law). 2020. 3: 132–145. (in Russian)

10. Labor market, employment and wages. Official statistics of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. [Electronic Resource]. Available at: URL: https:// rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (accessed 25 May 2022).

11. Shinkareva O.V., Dikikh V.A. How to properly formalize relations under a civil law agreement with a tax payer on professional income. Buhuchet v zdravoohranenii (Accounting in health care). 2019. 10: 14–21. (in Russian)

C 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в Российской Федерации действует новый специальный налоговый режим (в виде эксперимента) — налог на профессиональный доход. Первоначально внедренный в четырех субъектах РФ, он быстро завоевал популярность и в настоящее время действует во всех регионах страны. Вместе с тем, так как данный режим предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков уходить от уплаты страховых взносов, заменяя трудовые отношения с ними гражданско-правовыми, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в отношении организаций, привлекающих граждан — плательщиков налога на профессиональный доход для выявления нарушителей. Поэтому бухгалтерам организаций, в том числе и медицинских, которые могут привлекать на разовую работу лиц по договорам гражданско-правового характера (далее — договоры ГПХ), необходимо знать признаки, по которым налоговые органы определяют подмену трудовых отношений договорами с самозанятыми лицами.

Цель исследования: проанализировать налоговые риски, которым подвергаются компании, в том числе медицинские, привлекающие самозанятых граждан для оказания услуг или выполнения работ.

Материалы и методы: изучены Трудовой и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”», письма Федеральной налоговой службы по данному вопросу, судебная практика в данной области [1–7], а также научные труды отечественных экономистов [8; 9; 11] и статистические данные [10].

Применение налога на профессиональный доход физическими лицами освобождает их от уплаты НДФЛ и страховых взносов, что, несомненно, выгодно и компаниям, заключающим с ними гражданско-правовые договоры, — они не только не являются в этом случае налоговыми агентами по НДФЛ, но и существенно экономят на страховых платежах в сравнении с привлечением работника по трудовому договору. В связи с этим отдельные организации, пытаясь снизить размер обязательных платежей, заменяют трудовые отношения гражданско-правовыми, экономя существенные суммы. Так, если исходить из размера средней заработной платы в России по итогам 2021 года в 57 244 руб. [10], то ежегодная экономия на страховых взносах превысит 200 тыс. руб. В связи с этим налоговые органы проводят контрольные мероприятия, стараясь выявить нарушителей законодательства, ведь Трудовой кодекс содержит запрет на заключение договоров ГПХ, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем [4, ст. 15]. В связи с этим организациям необходимо четко знать отличия трудового договора от гражданско-правового и применять в отношениях с привлекаемыми ими лицами нужный тип договорных отношений.

Для Цитирования:
Шинкарева О.В., Агафонов Д.С., Налоговые риски переквалификации гражданско-правовых взаимоотношений с самозанятыми гражданами в трудовые. Бухучет в здравоохранении. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: