По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.1. 012.1 ВАК 08.00.10

Налоговые приоритеты и экономическая безопасность в управлении цифровой экономики

Малицкая Виктория Борисовна док. экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, E-mail: vmrussian@yandex.ru
Ахмадеев Равиль Габдуллаевич канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и цен, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, E-mail: ahm_rav@mail.ru
Голубцова Екатерина Владимировна канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, E-mail: katarina.golubtsova@gmail.com
Морозова Татьяна Викторовна канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, E-mail: isfyrmorozova@gmail.com

В рамках функционирования действующей налоговой системы в качестве результативного аспекта проводимого налогового контроля являются формы и методы осуществляемых налоговых проверок. В свою очередь действующие административные процедуры служат наиболее оптимальным способом фискальных мер, результативность которых позволяет выявить глобальные причины в сфере государственного управления. При этом проводимые мероприятия выездного контроля являются наиболее существенными в практике налогового администрирования, поскольку, осуществляемые в составе комплекса мероприятий, проводятся контролирующими органами в виде мониторинга за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах и непосредственно влияют на процесс формирования бюджетной политики государства, а также финансовое положение налогоплательщиков. На основании проведенных исследований было определено, что выявленный положительный эффект от внедрения цифровых технологий ФНС России кумулятивно повлиял на процесс легализации объема реализованных товаров (работ и услуг) за налоговые периоды 2015–2019 гг. Вместе с тем для совершенствования государственного налогового контроля в сфере управления цифровой безопасностью выявлен сложный и дорогостоящий порядок перехода на цифровую модель государственного налогового управления, а также цифровое исключение некоторой группы налогоплательщиков по причине отсутствия технических возможностей, соответствующих компетенций, а также должного желания в бесконтактном взаимодействии, с учетом корректировки на период пандемии 2020-2021 г.

Литература:

1. Ряховский Д.И. Трансформация налогового контроля в современных условиях // Modern Economy Success. 2020. № 2. С. 246-255.

2. Ефремова Т.А. Выездные налоговые проверки: действующая практика и перспективы развития // Налоги и налогообложение. 2015. № 4. С. 312-318.

3. Пономарева Н.В., Голубцова Е.В. Развитие стимулирующей функции НДС в российской федерации через систему Tax free и маркировку товаров // Путеводитель предпринимателя. 2019. № 42. С. 151-158.

4. Ting, A., Gray, S.J. (2019) The rise of the digital economy: Rethinking the taxation of multinational enterprises. Journal of International Business Studies. Vol. 50, pp. 1656– 1667.

5. Ващекина И. В. Роль платежных агентов в процессе формирования национальной платежной системы // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2016. – № 2 (86). – С. 27–37.

6. Мотовилова М.А., Агапова А.А. Административная и налоговая ответственность за правонарушения в бухгалтерском учете // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 9. С. 60-67.

7. Зубарева Е.В., Борисова Э.Н. Оценка и управление налоговыми рисками экономических субъектов // Фундаментальные исследования. 2019. № 3. С. 41-45.

8. Гасиева З.П., Кайтмазов В.А. Повышение эффективности проведения налоговых проверок // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 239-244.

9. Alm J. (2019) What motivates tax compliance? Journal of Economic Surveys. Vol. 33(2) pp.353–388

10. Alm J, Beebe J, Kirsch MS, Marian O, Soled JA (2020) New technologies and the evolution of tax compliance. Virginia Tax Review. Vol. 39(3) pp. 287–356

11. Durán-Cabré JM, Esteller-Moré A, Salvadori L (2015) Empirical evidence on horizontal competition in tax enforcement. International Tax Public Finance. Vol. 22(5) pp.834–860

12. Johannesen N, Langetieg P, Reck D, Risch M, Slemrod J (2020) Taxing hidden wealth: the consequences of US enforcement initiatives on evasive foreign accounts. American Economic Journal: Economic Policy Vol. 12(3) pp. 312–346

13. Hyvärinen, H., Risius, M., Friis, G. A (2017) Blockchain-Based Approach Towards Overcoming Financial Fraud in Public Sector Services. Business & Information Systems Engineering Vol.59, pp. 441–456

14. Moen, V., Klingsheim, A. N., Simonsen, K. I. F., Hole, K. J. (2007). Vulnerabilities in e-governments. International Journal of Electronic Security and Digital Forensics, Vol. 1(1), pp. 89–100.

15. Noe, E. (2017). Usability, accessibility and web security assessment of e-government websites in tanzania. International Journal of Computer Applications, Vol. 164(5), pp. 42–48.

16. Калимуллина О.В. Исследование инновационных подходов к управлению кредитной организацией // Дискуссия. 2013. № 11 (41). С. 60-64.

17. Башкирова Н.Н. Налоговое администрирование: тенденции развития и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2015. №4. С. 3-13.

18. Карпова Л.И. Исполнение требования ИФНС о представлении документов // Бухгалтерский учет. 2018. № 11. С. 71-80.

19. Александрова Ю.А., Агапова А.А. Особенности проведения налогового мониторинга в Российской Федерации // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2019. № 2. С. 170-174.

20. Глубокова Н.Ю., Ефимова Т.А. Определение рыночной цены ценных бумаг в целях налогообложения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 4. С. 13-21.

21. Kosov M.E., Mashinistova G.E., Kharakoz Yu.K. Features of the organization of managerial cost accounting and cost management//Мировая экономика: проблемы безопасности. 2016. № 1. С. 33-39.

1. Ryakhovsky D.I. Transformation of tax control in modern conditions. Modern Economy Success. 2020. № 2. pp. 246-255. (in Russian)

2. Efremova T.A. Field tax audits: current practice and prospects for development. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and Taxation]. 2015. № 4. pp. 312-318. (in Russian)

3. Ponomareva N.V., Golubtsova E.V. Development of the incentive function of VAT in the Russian Federation through the Tax free system and labelling of goods. Entrepreneur’s Guide [Putevoditel’ predprinimatelja]. 2019. № 42. pp. 151-158.

4. Ting, A., Gray, S.J. (2019) The rise of the digital economy: Rethinking the taxation of multinational enterprises. Journal of International Business Studies Vol. 50, pp.1656-1667.

5. Vashchekina I. V. The role of payment agents in the formation of the national payment system. Vestnik RJeU im. G.V. Plehanova [Vestnik of Plekhanov Russian University of Economics]. 2016. № 2 (86).pp.27–37. (in Russian)

6. Motovilova M.A., Agapova A.A. Administrative and tax liability for accounting offences. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics [Vestnik Rossijskogo jekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova]. 2012. № 9. pp. 60-67. (in Russian)

7. Zubareva E.V., Borisova E.N. Estimation and Management of Tax Risks of Economic Entities. Fundamental Research [Fundamental’nye issledovanija]. 2019. № 3. pp. 41-45. (in Russian)

8. Gassieva Z.P., Kaitmazov V.A. Enhancing the Efficiency of Tax Inspections. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii]. 2019. № 2. pp. 239-244. (in Russian)

9. Alm J. (2019) What motivates tax compliance? Journal of Economic Surveys. Vol. 33(2) pp.353-388

10. Alm J, Beebe J, Kirsch MS, Marian O, Soled JA (2020) New technologies and the evolution of tax compliance. Virginia Tax Review. Vol. 39(3) pp. 287-356.

11. Durán-Cabré JM, Esteller-Moré A, Salvadori L (2015) Empirical evidence on horizontal competition in tax enforcement. International Tax Public Finance. Vol. 22(5) pp.834-860.

12. Johannesen N, Langetieg P, Reck D, Risch M, Slemrod J (2020) Taxing hidden wealth: the consequences of US enforcement initiatives on evasive foreign accounts. American Economic Journal: Economic Policy Vol. 12(3) pp. 312–346

13. Hyvärinen, H., Risius, M., Friis, G. A (2017) Blockchain-Based Approach Towards Overcoming Financial Fraud in Public Sector Services. Business & Information Systems Engineering Vol.59, pp. 441-456

14. Moen, V., Klingsheim, A. N., Simonsen, K. I. F., Hole, K. J. (2007). Vulnerabilities in e-governments. International Journal of Electronic Security and Digital Forensics, Vol. 1(1), pp. 89-100.

15. Noe, E. (2017). Usability, accessibility and web security assessment of e-government websites in tanzania. International Journal of Computer Applications, Vol. 164(5), pp. 42-48.

16. Kalimullina O.V. Research of Innovative Approaches to Credit Organization Management. Diskussija [Discussion]. 2013. № 11 (41). pp. 60-64. (in Russian)

17. Bashkirova N.N. Tax administration: development trends and prospects // Bulletin of Moscow University. Series 26: Public Audit [Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 26: Gosudarstvennyj audit]. 2015. №4. pp. 3-13. (in Russian)

18. Karpova L.I. Execution of the demand of the Federal Tax Service for the submission of documents. Accounting [Buhgalterskij uchet]. 2018. № 11. pp. 71-80. (in Russian)

19. Alexandrova Y.A., Agapova A.A. Peculiarities of tax monitoring in the Russian Federation. Scientific Almanac of France-Kazakhstan Association [Nauchnyj Al’manah associacii France-Kazakhstan]. 2019. № 2. pp. 170-174. (in Russian)

20. Glubokova N.Y., Efimova T.A. Determination of the market price of securities for tax purposes. Economics, Statistics and Informatics. [Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO]. 2010. № 4. pp. 13-21. (in Russian)

21. Kosov M.E., Mashinistova G.E., Kharakoz Yu.K. Features of the organization of managerial cost accounting and cost management// Mirovaja jekonomika: problemy bezopasnosti [The global economy: security challenges]. 2016. № 1. pp. 33-39. (in Russian)

В сложившихся непростых макроэкономических условиях процесс внедрения современных цифровых технологий в системе государственного управления является одним из приоритетных задач в области развития электронного правительства в системе трансформации налоговой службы [1, 2]. В этой связи понимание функциональных аспектов поступательного фискального развития в условиях цифровой экономики приобретает значимый интерес [3]. Данное обстоятельство обусловлено появлением различного рода фискальных мер не только с точки зрения пополнения бюджета и соблюдения налогового контроля, но и взаимоотношений субъектов налоговых отношений посредством внедрения современных цифровых технологий. В частности, по мнению Ting и Gray [4] действующая международная политика обложения корпоративного сектора экономики является неэффективной и нуждается в применении цифровой модели на основе подхода MNCs (политика обложения налога на прибыль транснациональных корпораций). В этой связи важным является выявление приоритетных направлений фискальной функции налогообложения и степени соответствия нормативного законодательства при осуществлении государственного налогового управления [5, 6].

Налоговые проверки принято считать процессуальным действием налоговых органов, которые, непосредственно, контролируют соблюдение налогового законодательства, точного исчисления фискальных обязательств, а также своевременную уплату налогов и сборов, осуществляя данный процесс путем сверки тех данных, которые получены в результате проведения мероприятий контроля со сведениями налоговых деклараций и других отчетных документов, которые предоставляют налогоплательщики в налоговые органы. При этом налоговым проверкам отводится первостепенная роль в реализации налогового контроля любого государства, а также, непосредственно, они оказывают воздействие на осуществление проводимой налоговой политики государства [7, 8].

Вместе с тем по мере изменения цифровых технологий, в связи с преобразованием информации в цифровые форматы на основе использования IT платформ и облачных данных, по мнению международных исследований [9, 10, 11, 12] во многом способны скорректировать пределы масштабов уклонения от уплаты налогов, за счет увеличения потока информации, одновременно воздействуя на экономическое неравенство в разрезе различных категорий налогоплательщиков. По мере внедрения в цифровой экономике элементов блокчейн, нельзя не до оценивать потенциал применения в системе государственного управления прототипа блокчейн, позволяющего устранить налоговое мошенничество в контексте прослеживаемых потоковых данных как внутри конкретной юрисдикции, так и в международном сотрудничестве при осуществлении обмена информацией с фискальными ведомствами. В данном случае практическая реализация применения элементов блокчейн в отслеживании финансовой информации по налогоплательщикам внедрена в датском налоговом ведомстве, и по мнению экономистов Hyvärinen, Risius и Friis в связи с легко подделываемыми бухгалтерскими отчетами и сведениями, содержащимися в представленных налоговых декларациях [13], позволила предотвратить нанесение финансового ущерба в бюджет государства Дании за налоговый период до 2 млрд. долларов США.

Для Цитирования:
Малицкая Виктория Борисовна, Ахмадеев Равиль Габдуллаевич, Голубцова Екатерина Владимировна, Морозова Татьяна Викторовна, Налоговые приоритеты и экономическая безопасность в управлении цифровой экономики. Бухучет в строительных организациях. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: