В сложившихся непростых макроэкономических условиях процесс внедрения современных цифровых технологий в системе государственного управления является одним из приоритетных задач в области развития электронного правительства в системе трансформации налоговой службы [1, 2]. В этой связи понимание функциональных аспектов поступательного фискального развития в условиях цифровой экономики приобретает значимый интерес [3]. Данное обстоятельство обусловлено появлением различного рода фискальных мер не только с точки зрения пополнения бюджета и соблюдения налогового контроля, но и взаимоотношений субъектов налоговых отношений посредством внедрения современных цифровых технологий. В частности, по мнению Ting и Gray [4] действующая международная политика обложения корпоративного сектора экономики является неэффективной и нуждается в применении цифровой модели на основе подхода MNCs (политика обложения налога на прибыль транснациональных корпораций). В этой связи важным является выявление приоритетных направлений фискальной функции налогообложения и степени соответствия нормативного законодательства при осуществлении государственного налогового управления [5, 6].
Налоговые проверки принято считать процессуальным действием налоговых органов, которые, непосредственно, контролируют соблюдение налогового законодательства, точного исчисления фискальных обязательств, а также своевременную уплату налогов и сборов, осуществляя данный процесс путем сверки тех данных, которые получены в результате проведения мероприятий контроля со сведениями налоговых деклараций и других отчетных документов, которые предоставляют налогоплательщики в налоговые органы. При этом налоговым проверкам отводится первостепенная роль в реализации налогового контроля любого государства, а также, непосредственно, они оказывают воздействие на осуществление проводимой налоговой политики государства [7, 8].
Вместе с тем по мере изменения цифровых технологий, в связи с преобразованием информации в цифровые форматы на основе использования IT платформ и облачных данных, по мнению международных исследований [9, 10, 11, 12] во многом способны скорректировать пределы масштабов уклонения от уплаты налогов, за счет увеличения потока информации, одновременно воздействуя на экономическое неравенство в разрезе различных категорий налогоплательщиков. По мере внедрения в цифровой экономике элементов блокчейн, нельзя не до оценивать потенциал применения в системе государственного управления прототипа блокчейн, позволяющего устранить налоговое мошенничество в контексте прослеживаемых потоковых данных как внутри конкретной юрисдикции, так и в международном сотрудничестве при осуществлении обмена информацией с фискальными ведомствами. В данном случае практическая реализация применения элементов блокчейн в отслеживании финансовой информации по налогоплательщикам внедрена в датском налоговом ведомстве, и по мнению экономистов Hyvärinen, Risius и Friis в связи с легко подделываемыми бухгалтерскими отчетами и сведениями, содержащимися в представленных налоговых декларациях [13], позволила предотвратить нанесение финансового ущерба в бюджет государства Дании за налоговый период до 2 млрд. долларов США.