Учетная политика для целей налогообложения прибыли, так же как и учетная политика для целей бухгалтерского учета, должна быть последовательной. Иными словами, применять выбранную учетную политику следует от одного года к другому, и нет необходимости утверждать новую учетную политику на каждый новый налоговый период.
Вносить изменения в учетную политику следует, прежде всего, тогда, когда меняются положения НК РФ. На такие изменения организация-налогоплательщик должна реагировать внесением изменений в учетную политику. В частности, если в НК РФ появилось требование выбора одного из нескольких способов учета.
Можно вносить изменения в учетную политику и добровольно, или инициативно, выбирая иной из разрешенных способов учета, чем налогоплательщик применял ранее. Например, можно принять решение создать в налоговом учете резерв по сомнительным долгам или резерв на предстоящую оплату отпусков работникам в 2017 г., в то время как в периоды до 2016 г. включительно такие резервы организация создавала только в бухгалтерском учете.
Однако в отдельных случаях НК РФ не поощряет частую смену способов ведения налогового учета. Так, например, если организация в свое время выбрала нелинейный способ амортизации основных средств, то перейти на линейный способ амортизации этих основных средств она могла не ранее чем через пять лет. Или, выбрав в налоговом учете способ исчисления остатка незавершенного производства, остатка нереализованной готовой продукции, изменить его можно было не ранее чем через два налоговых периода.
Во-вторых, налоговое законодательство меняется каждый год, но это не повод для ежегодного пересмотра учетной политики для целей налогообложения.
В настоящее время в НК РФ вносится множество изменений, которые затрагивают очень узкий круг налогоплательщиков.
Если у конкретной организации (в том числе строительной) нет и не планируется определенных операций, то нет и необходимости менять учетную политику. В частности, начиная с 2015 г. введен порядок налогообложения контролирующих организаций, т.е. организаций – плательщиков налога на прибыль, имеющих контролируемые иностранные организации.