В современных условиях с целью повышения предпринимательской активности и инвестиционной привлекательности регионов, наполнения бюджетов различных уровней государственным аппаратом управления любого государства ставятся задачи по усовершенствованию и оптимизации национальной системы налогообложения. Необходимо учитывать, что налоговое законодательство разных стран имеет свои особенности, содержащие положения, обусловленные ее национальными интересами, историей, налоговой культурой.
Изучение зарубежного опыта является актуальным вопросом в условиях трансформации налоговых систем стран Европы, постсоциалистических стран, развития молодых государств. В качестве примера такого зарубежного опыта предлагается обратить внимание на опыт Венгрии в решении вопросов налогообложения.
Изучению теоретических основ налогообложения и проблем его совершенствования посвящены труды таких отечественных и зарубежных исследователей, как В. П. Вишневский, А. Г. Поршнев, И. А. Майбуров, Ю. Б. Иванов, В. Г. Пансков, В. Г. Князев и др. [1–6].
Целью данного исследования является изучение теоретического и практического опыта системы налогообложения в Венгрии, определение этапов, базовых приоритетов реформирования и перспектив развития налоговой системы Венгрии.
Эффективность налоговой системы государства является одним из ключевых факторов в выборе социальноэкономической политики. Именно от размера налоговых поступлений зависят, прежде всего, направления и размеры расходов бюджета.
Действующая система налогообложения Венгрии обеспечивает до 90 % и более доходной части консолидированного бюджета, а также воспринимается налогоплательщиками как удовлетворительная и толерантная, что, в свою очередь, существенно способствует созданию условий экономического роста государства. Общая налоговая нагрузка предприятий на территории Венгрии оценивается экспертами на уровне 40–45 % от валовой прибыли [7, 8]. По данным статистики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), начиная с 2000 г., доля налогов в ВВП Венгрии увеличилась с 38,6 до 39,4 %, что несколько выше, чем показатель доли налогов в ВВП стран ЕС [9], (рис. 1).