По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.221

Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений в сфере здравоохранения

Пенюгалова Александра Васильевна д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа, статистики и финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» E-mail: penugalova@mail.ru
Чулков Александр Сергеевич канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 350001, г. Краснодар, ул. Таманская, д. 130/3, кв. 126 E-mail: achulkov@mail.ru

В рамках данной статьи комплексно рассмотрены особенности уплаты различных видов налогов бюджетными и автономными учреждениями здравоохранения в контексте продолжающихся реформ государственных и муниципальных учреждений в Российской Федерации. Кроме того, авторы подчеркивают, что в налоговом законодательстве Российской Федерации постепенно создаются равные правовые условия для юридических лиц, предоставляющих социально значимые услуги населению, независимо от их организационно-правовой формы в целях развития конкуренции в данной сфере и повышения услуг, оказываемых населению. С учетом статуса бюджетных и автономных учреждений как некоммерческих организаций им предоставляются существенные налоговые льготы по федеральным налогам, в частности налогу на прибыль.

Литература:

1. Абузярова М.И. Формирование и развитие инновационной среды России // Экономические науки. — 2016. — № 2. — С. 39–43.

2. Акашева В.В., Горбункова А.О., Чекалдаева Ю.А. Особенности налогообложения государственных учреждений в российской сфере образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 5–3. — С. 23–27.

3. Андреева О.В., Самойлова К.Н., Такмазян А.С. Актуальные вопросы внедрения и развития преимущественно одноканальной модели финансирования медицинских учреждений // Финансовые исследования. — 2015. — № 2. — С. 89–98.

4. Богославцева Л.В. Развитие теоретических подходов к разработке эффективной бюджетной политики // Новая наука: современное состояние и пути развития. — 2016. — № 1–1. — С. 67–71.

5. Домбровская Е.Н. Учет и налогообложение сдачи в аренду имущества и доходов от аренды // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2015. — № 11–12. — С. 53–57.

6. Кириллова Е.А. Организация и особенности предпринимательской деятельности (платных медицинских услуг) в государственных бюджетных организациях здравоохранения // Экономика и социум. — 2016. — № 12–1 (31). — С. 1371–1376.

7. Ладыженская Т.П., Никулина А.И. Особенности налогообложения казенных, бюджетных и автономных учреждений // Экономика и социум. — 2017. — № 10 (41). — С. 215–221.

8. Тарасов А.В. Сущность финансовой политики и ее место в системе государственной экономической политики регулирования экономических интересов // Экономические науки. — 2015. — № 8. — С. 34–38.

9. Чулков А.С. Оказание государственных и муниципальных услуг в условиях конкурентной борьбы // Финансы. — 2014. — № 11. — С. 3–10.

10. Чулков А.С. Опыт и перспективы применения в России инициативного бюджетирования // Финансы и кредит. — 2016. — № 8 (680). — С. 10–21.

11. Федченко Е.А. Оценка и контроль эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений: монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 347 с.

Значимость социальной сферы, а в особенности здравоохранения, трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. «Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства»1 .

Социально-экономические условия прошлого десятилетия сформировали существующую систему учреждений, которая до 2011 года функционировала без учета новых подходов к государственному управлению в отношении оптимальности и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Прежняя система содержания бюджетных учреждений предполагала их функционирование вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг.

В условиях перехода бюджетных учреждений на новые способы финансирования, предусмотренные Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», изменился характер участия государственных и муниципальных учреждений в налогообложении [9, с. 4–5].

С учетом базовых принципов всеобщности и равенства налогообложения, а также недопустимости установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала законодательство о налогах и сборах рассматривает бюджетные и автономные учреждения здравоохранения наравне с другими налогоплательщиками.

По мнению Е. Г. Писаревой, «к налоговым обязанностям государственного (муниципального) учреждения как организации следует относить субъективную юридическую обязанность платить законно установленные налоги и сборы; обязанность учреждения вести учет доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения; обязанность представлять налоговым органам документы для осуществления налогового контроля за исчислением и уплатой налогов»2 .

Для Цитирования:
Пенюгалова Александра Васильевна, Чулков Александр Сергеевич, Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений в сфере здравоохранения. Бухучет в здравоохранении. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: