На проверках инспекторы уделяют НДС особое внимание. По данным налоговой службы, НДС остается основным источником пополнения федерального бюджета.
По общему правилу учреждения признаются плательщиками НДС.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 данной статьи НК РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Так, в соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации [3].
Из содержания нормы НК РФ следует, что основными условиями для того, чтобы не признавать объектом налогообложения НДС операции, являются: выполнение работ в рамках государственного или муниципального задания; финансирование таких работ из соответствующего бюджета. Поэтому выполнение бюджетными учреждениями работ, не включенных в государственное (муниципальное) задание, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке независимо от источника их финансирования (письмо Минфина России от 18.03.2014 № 03–07–15/11691).
В НК РФ не содержится условий и критериев, позволяющих четко определять понятие «выполнение работ в рамках государственного или муниципального задания».
Имеется еще ряд случаев, когда учреждение должно начислять НДС [6]:
1) если учреждение сдало имущество в аренду (но размер налога будет зависеть от порядка возмещения стоимости коммунальных услуг);
2) если учреждением предоставляются комнаты в общежитии;
3) если учреждение продает через свою столовую или буфет покупные продукты питания, которые не подверглись хотя бы минимальной обработке.