УДК: 616-001.4-002.3-085.832.3-092.4

Исмаилов Гаджимурат Магомедович старший лаборант кафедры госпитальной хирургии лечебного факультета Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ректор — д-р мед.наук., проф. О.О. Янушевич), эл. почта ismailovmail@mail.ru
Словоходов Егор Константинович канд.мед. наук, зав. кабинетомфлуоресцентной диагностики и фотодинамической терапии Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница № 40 Департамента здравоохранения г. Москвы (главный врач — Аракелов С.Э.) г. Москвы

В связи с увеличением устойчивости патогенных микроорганизмов к антибиотикотерапии, и большим количеством осложнений при применении данной группы препаратов как альтернатива применяются новые методы антимикробной терапии. Одним из них является антимикробная фотодинамическая терапия (АФДТ). Эффективность данного метода основана на взаимодействии фотосенсибилизатора и световой энергии, вследствие чего высвобождается синглетный кислород, губительный для бактерий. Основным фактором, определяющим эффективность фотодинамического воздействия, является способность микробов накапливать фотосенсибилизатор. В связи с этим, исследование накопленияфотоактивного вещества бактериями, является важным аспектом, позволяющим оптимизировать условия фотодинамического воздействия. Результаты эксперимента выявили, что аккумуляция фотосенсибилизатора в грамположительных и грамотрицательных бактериях происходит в достаточной степени для активации губительной фотодинамической реакции. В качестве фотосенсибилизатора второго поколения использовали Фотосенс.

1. Булынин В.И., Ермакова А.И., Глухов А.А., Мошуров И.П. Лечение ран с использованием потока озонированного раствора под высоким давлением //Хирургия. — 1998.-№ 8.-С.23–24.

2. Васильев Н. Е., Огиренко А.П. «Антимикробная фотодинамическая терапия». Лазерная медицина, 2002, т.6, вып.1, стр.32–38;

3. Интернет, статья опубликована на сайте Антибиотики и антимикробная терапия. Режим доступа: http://www.antibiotic.ru/index.php?article=812 Опубликовано: 29 января 2004 г. Дата доступа: 08.02.2016.

4. Кувшинов А.В., Наумович С.А. // Основные механизмы фотодинамической терапии. Журнал Современная стоматология № 1 2012 г. с. 19–20

5. Новожилов, А.А. Опыт применения магнитотерапии при острой хирургической инфекции / А. А. Новожилов, Ю. А. Родин, А. А. Ушаков // Лечащий врач. 2006. № 8. С. 76–77.

6. Странадко Е.Ф. Роль фотодинамической терапии в хирургии. // Материалы научно-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 20-летию ФГУ «ГНЦ лазерная медицина Росздрава»., 2006. –С 157–158.

7. Фотодинамическая терапия гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей у больных пожилого и старческого возраста / Е.Ф. Странадко [и др.] // Клиническая геронтология. 2000. Т. 6, № 5–6. С 43–45.

8. Шулаков В.В. Влияние ультразвуковой аэрозольной обработки ран на анаэробную микрофлору гнойных очагов челюстно — лицевой области/ В. В. Шулаков, В.Н. Царев, Г. Е. Цыбров// Вестн. РАМН. — 1996. — № 8. — С. 22–26

9. Spikes J.D., Jori G. Photodynamic therapy of tumours and other diseases using porphyrins. Lasers Med. Sci. — 1987. — V.2. — P.3–15

10. Wainwright M. // J. Antimicrob. Chemother. — 1998. — Vol. 42. — P. 13–28.

11. Zeina B., Greeman J., Purcell W., Das B. // Brit.J. Derm. — 2001. — № 144 (2). — P. 274–278.

К началу 21 столетия микробные клетки достигли значительных результатов по резистентности к антибиотикам широкого спектра действия, и останавливаться на достигнутом они не намерены. Проблема устойчивости микроорганизмов к антимикробным препаратам остается одной из самых значимых в медицине. Сегодня предлагается множество методов лечения местных бактериальных инфекций, альтернативных антибактерильной терапии [1, 8, 5]. Одним из таких методов является АФДТ [7, 10, 11].

Метод АФДТ основан на том, что многие биологические объекты накапливают в себе определенные красители — фотосенсибилизаторы, в результате чего они становятся чувствительными к воздействию энергии света, а также низкоинтенсивного излучения соответствующей длины волны. В сенсибилизированных тканях и клетках развивается фотохимическая реакция с выделением синглентного кислорода, свободных радикалов и высокоактивных биологических объектов, губительно действующих, в частности, на микроорганизмы [2, 9].

Интерес к фотодинамическому воздействию, как методу антимикробного лечения при локальных гнойно-воспалительных инфекциях, возник при лечении изъязвленных форм рака с обширным поражением кожи. Было отмечено быстрое очищение раневой поверхности от фиброзно-гнойного налета и относительно быстрая эпителизация дефекта кожи, как при внутривенном введении фотосенсибилизатора, так и при местном (аппликационном) применении [6]. Однако известно, что не все фотосенсибилизаторы способны накапливаться в грамотрицательных микроорганизмах [4].

Ограничение практического применения АД ФТ обусловлено недостаточным количеством серьезных экспериментальных исследований в этой области. В клинической практике для уменьшения/исключения побочных и токсических реакций, важно определить и использовать минимальную дозировку фотосенсибилизатора, для получения максимального эффекта.

В отличие от традиционной антибактериальной терапии АФДТ можно применять неоднократно, носит локальный характер и ограничивается зоной светового облучения сенсибилизированных тканей. Это преимущество особенно актуально для пациентов с иммунодефицитным состоянием [3].

Исмаилов Гаджимурат Магомедович, Словоходов Егор Константинович, Накопление фотосенсибилизатора второго поколения грамположительными и грамотрицательными микроорганизмами в эксперименте. Хирург. 2016;4.