1. Демографический спад и политическая ситуация. В 1990-е детей рождалось мало. Поэтому, согласно прогнозам, к 2030 г. россиян в возрасте 30–39 лет станет на 7 млн меньше — а это самая активная на рынке труда возрастная группа. Политики и социологи надеются, что 3 млн молодых людей в возрасте 15–29 лет сгладят острую нехватку кадров, но совсем избежать ее не получится.
Положение усугубляет эмиграция опытных специалистов, вызванная политической ситуацией, а также сокращение иммиграции из стран бывшего СНГ, связанное с законодательными ограничениями и снижением курса рубля (быть гастарбайтером в России уже не так выгодно).
2. Запрос на свободу в ее рабочих проявлениях. Пандемия позволила многим почувствовать вкус свободы в виде удаленки, гибкого графика, снижения контроля в повседневных задачах. Большинство компаний два года пытаются вернуть сотрудников в офисы, но те чаще всего уже туда не хотят — настолько, что целенаправленно ищут вакансии с удаленной занятостью (даже в своем городе).
3. Приоритет смысла над формой. Нестабильная экономическая и политическая ситуация, риск для здоровья и жизни привели к тому, что сотрудники выдвигают к работе более высокие требования. Просто зарплаты, удобного расположения офиса и годовых бонусов уже недостаточно: люди хотят, чтобы работа приносила им радость, была полезна миру и имела смысл.
4. Роботизация и искусственный интеллект. Тема многим набила оскомину, но влияние роботизации и ИИ на экономику, производственные процессы и интеллектуальный труд невозможно игнорировать. Некоторые профессии морально устаревают, другие быстро видоизменяются.
5. Замедление экономического роста. Международные и российские аналитики предсказывают, что темпы роста экономики России замедлятся (вопреки обещаниям по литиков). Это отразится на зарплатах, объеме вакансий, предлагаемых соцпакетах.
Так, согласно макроэкономическому прогнозу рейтингового агентства АКРА, по итогам 2024 г. реальный ВВП России увеличится лишь на 0,5–1,3 %, в то время как Минэкономразвития в базовом сценарии прогнозирует увеличение ВВП на 2,3 %.